Реализация энергосберегающих мероприятий путем заключения энергосервисных контрактов Шафигуллин Рустэм Гаптель-Ахатович, начальник Департамента ГАУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан»
Долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республики Татарстан на годы и на перспективу до 2020 года» (Утверждена постановлением Кабинета Министров РТ от г. 604).
Федеральный закон 261-ФЗ от г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности …"
Бюджетные учреждения обязаны обеспечить: снижение объема потребления энергоресурсов в течение пяти лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленных в 2009 году ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3 процента
Энергосервисные договоры (контракты) в системе управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности в бюджетной сфере
Федеральный закон «Об энергосбережении..» 261 – ФЗ Энергосервисный договор (контракт) - договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.
Развитие рынка энергосервисных услуг: Германия – более 300 проектов в государственном секторе с 1990-х гг. Австрия – более 1000 бюджетных учреждений имеют энергосервисные контракты Чешская Республика – реализовано 150 проектов в государственном секторе
Схема энергосервиса в госучреждениях
Энергосервисные компании предоставляют полный спектр услуг: Энергетический консалтинг энергетический аудит, консультации по поводу привлечения финансирования; Проектирование дизайн энергетической инфраструктуры, подбор типа и поставщика оборудования; Осуществление проекта управление проектом, внедрение технологических решений, установка оборудования; Эксплуатация отслеживание уровня потребления электроэнергии, анализ банковских ставок по кредиту, ремонты.
Бюджетный кодекс Российской Федерации Расходы на оплату энергосервисных договоров планируются и осуществляются в составе расходов на оплату энергетических ресурсов
Объем субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на реализацию республиканской программы энергосбережения в 2011 г. и 2012 г. составили до 500 млн. руб. в год.
Создание института энергосервиса позволит: - обеспечить предоставление субсидий из федерального бюджета в полном объеме; - создать условия для предоставления государственной поддержки проектов по энергосбережению; - избавить учреждения от несвойственных им функций по инвестированию энергосберегающих проектов путем передачи этих функций специалистам энергосервисных компаний; - обеспечить сохранение в распоряжении бюджетных учреждений экономии, полученной от энергосбережения.
Барьеры, сдерживающие развитие энергосервисной деятельности в России: Нестабильность экономической ситуации затрудняет планирование на период более 2-3 лет; Недостаток мотивации в виде низких цен на энергоносители; Отсутствие квалифицированных заказчиков энергосервисных услуг; Недостаток опыта финансирования энергосервиса у потенциальных исполнителей работ; Недоверие со стороны инвесторов к проектам в государственном секторе; Слабость методического обеспечения и координации в области энергосервиса.
Основные факторы риска реализации энергосервисных контрактов: Слабая подготовка «базовой линии»/«точки отсчета»; Неудовлетворительная, неэффективная система мониторинга и верификации полученных результатов; Недостаточно действенная система стимулирования сотрудников вовлеченных в осуществление мероприятий по рациональному энергопотреблению; Внесение существенных изменений в условия эксплуатации объекта
Факторы (сопоставимые условия), влияющие на объем потребления: -изменение погодных условий; -изменение режима работы учреждения; - изменение назначения помещений учреждения; - изменение состава, количества или мощности энергопотребляющего оборудования.
Ближайшие планы в области энергосервиса: разработка типового энергосервисного контракта для бюджетных учреждений; разработка и утверждение порядка возмещения вложенных инвестором средств, а так же получения прибыли при реализации энергосервисного контракта; реализация пилотных энергосервисных проектов в бюджетной сфере в целях их дальнейшего тиражирования энергосервисными компаниями; осуществление информационно-аналитической и методической поддержки путем создания демонстрационных зон в области энергосервиса в бюджетной сфере.
ГАУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан» Контактная информация: , г. Казань, ул. Ак. Губкина, 50 тел. (843) тел. (843) факс (843)