Анализ результатов стартовой диагностики по химии Составитель: Снастина М.Г. учитель ГБОУ СОШ 1935 Москва 2014г. 1
Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися 9 классов важнейших элементов содержания курса химии основной школы, который изучается в 8 классе, независимо от программы, по которой ведется обучение, а также уровня освоения основных умений и способов действий на данном этапе изучения химии. 2
Характеристика инструментария Содержание проверочных материалов определялось на основе следующих документов: – Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по химии (Приказ Минобразования России от г. 1089). – О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от г. 1122). – Кодификатор элементов содержания и требования к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по химии ( 3
Структура теста Каждый вариант диагностической работы состоял из 15 заданий: 13 заданий с выбором одного ответа из четырёх предложенных 2 задания с кратким ответом. дополнительные материалы и оборудование: – Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; – таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде; – электрохимический ряд напряжений металлов; – непрограммируемый калькулятор. 4
Шкала оценивания Верное выполнение каждого задания - 1 балл. Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы – 18 баллов. Перевод тестовых баллов в традиционную школьную оценку проводился в соответствии со шкалой: 5 оценка 5432 интервал тестовых баллов менее 6
Результаты диагностической работы Диагностическую работу по химии выполняли 5183 учащихся 9 – х классов общеобразовательных учреждений Москвы. оценку «5» получили 12,7% тестируемых, оценку «4» - 27,5%, оценку «3» - 39,6%, не справились с работой и получили оценку «2» 20,3% тестируемых. 6
Средние результаты выполнения заданий по проверяемым элементам содержания : Средний процент выполнения выше 70% Валентность химических элементов - 71% Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ - 70% Химические и физические явления - 77% Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, поглощению и выделению энергии - 80% 7
Наиболее прочно сформированы следующие умения: определять валентность химических элементов по формулам, классифицировать неорганические вещества и химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции, отличать физические и химические явления. 8
Средний процент выполнения ниже 70% Химические свойства простых веществ-металлов - 49% Химические свойства простых веществ-неметаллов - 52% Химические свойства оксидов (основных, кислотных) - 52% Химические свойства оснований - 62% Химические свойства кислот - 48% Взаимосвязь неорганических веществ - 52% Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторное оборудование и посуда. Разделение смесей и очистка веществ - 49% Получение газов ( кислород, водород) – 43% 9
Пример 1 Раствор гидроксида кальция взаимодействует с 1) P 2 O 5 (39%) 2) Na 2 O (15%) 3) NaCl (36%) 4) Ba(OH) 2 (9%) 10
Пример 2 С раствором серной кислоты реагирует 1) О 2 (15%) 2) NaCl (30%) 3) Cu (18%) 4) Mg (37%) 11
Пример 3 Верны ли следующие суждения? А. Медные опилки из смеси можно выделить магнитом. Б. Две несмешивающиеся жидкости можно разделить с помощью делительной воронки. 1) верно только А (27%) 2) верно только Б (29%) 3) верны оба суждения (36%) 4) оба суждения неверны (8%) 12
Пример 4 В схеме превращений P X Na 3 PO 4 веществом «Х» является 1) H 3 P (3%) 2) Na 3 P (45%) 3) P 2 O 5 (37%) 4) P 2 O 3 (15%) 13
Пример 5 Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ А) P 2 O 5 + H 2 O 1) Na 3 PO 4 + H 2 Б) H 3 PO 4 + Na 2 O 2) H 3 PO 4 + H 2 O В) NaOH + P 2 O 5 3) H 3 PO 4 4) Na 3 PO 4 + H 2 O 5) H 3 PO 4 + H 2 14
Пример 5 комментарии Только 7% тестируемых смогли записать верный ответ (344) на это задание. Такой низкий процент выполнения задания, возможно, связан с повторением цифр в ответе Двум позициям (Б и В) соответствует ответ под номером 4. Наиболее распространённые ошибочные ответы 341 и 314 указали соответственно 25,8% и 13,6% тестируемых. 15
Расчётные задачи Вычисление массовой доли химического элемента в веществе - 55% Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе - 42% 16
Пример 6 При растворении 10 г гидроксида натрия в 30 г воды получается раствор с массовой долей щелочи _________%. Только 36,9% учащихся правильно выполнили это задание и получили ответ 25%. Распространённые ошибки: при расчётах вместо массы раствора использовали массу воды (15,1%). перевода долей единицы в проценты. округление результатов вычислений 17
Выводы 1. Значение среднего процента выполнения всех вариантов теста 57% говорит о недостаточно прочном овладении знаниями и умениями, которые проверялись с помощью заданий теста. 2. Наибольшие затруднения у учащихся вызвали задания, ориентированные на проверку умений проводить расчеты массовой доли химического элемента и массовой доли вещества в растворе. 3. Недостаточно прочно усвоены знания о химических свойствах неорганических веществ, принадлежащих к важнейшим классам. 18
Спасибо за внимание! 19