Тема урока: «Однородные члены предложения как средство выразительности речи». Подготовила учитель русского языка и литературы Школенко Ю.В.
Проверочная работа Фамилия: Имя: Тестовый балл: Отметка: Задание: Вставьте пропущенные буквы, определите орфограмму, приведите 2-3 слова с этой орфограммой. 1. Пр… ближение, пр…кращение---- Во…схищаться, ра…бивать--- 2.Заж…гать, расст…лить--- Окрес…ность, чудес…ный--- Ап…артаменты, артил…ерия--- Ш…рох, ч…рный--- Зам…чать, р…птать Украшен…ый, жарен…ый--- Туч…к, реч…нка--- Ключ…к, замоч…к Кле…т, бор…тся--- На лекци…, о времен…
5. Ад…ютант, раз…ем--- Лист..я, батал…он--- Ноч…, грач…--- Могуч…, хорош…--- Читаеш…, отреж… (По) доброму, мало (по) малу--- (Кое) кто, что (то)--- ( Ярко) красный, (автобусно )таксомоторный б. - «5» 15-17б.-«4» 11-14б.-«3» 7-10б.-«2» Проверил:
Упражнение для подготовки к экзамену по русскому языку Читайте ее в зимний вечер у пылающего камелька, и вы забудете о зиме с ее морозами и метелями; вам будет чудиться эта светлая, прозрачная ночь благословенного юга, полная чудес и тайн; вам будет чудиться эта юная, бледная красавица, жертва ненависти злой мачехи, это оставленное жилище с одним растворенным окном, это пустынное озеро, на тихих водах которого играют лучи месяца, на зеленых берегах которого пляшут вереницы бесплотных красавиц… В.Г.Белинский 1. Прочитайте отрывок из статьи В.Г.Белинского. О какой повести Н.В.Гоголя пишет критик? 2. Подчеркните грамматические основы этого предложения. 3.Разберите по составу слова благословенного, растворенных, пылающего. 4. Камелек - небольшой камин или очаг для обогревания. Придумайте с этим словом простое распространенное предложение. 5.Выпишите из текста глагол в повелительном наклонении. Образуйте от него деепричастие. 6.Найдите лишнее слово: Зеле…ый, ю…ый, ю…ат Лебед…ый, клюкве…ый, ветре…ый Оловя…ый, петуши…ый, тума…ый.
Каждый человек по-своему переживает радость, печаль, бодрость, усталость, восторг, отчаяние, любовь, ненависть. Каждый человек по-своему переживает радость и печаль, бодрость и усталость, восторг и отчаяние. Одно из синтаксических средств выразительности речи- парное соединение однородных членов предложения.
В роли однородных членов предложения, соединенных попарно, нередко употребляются антонимы. Музыка выражает и создает определенное настроение. А оно может быть веселым и …, бодрым и …, спокойным и …, приподнятым и …, оптимистическим и …. Музыка выражает и создает определенное настроение. А оно может быть легким и тяжелым…..
Найдите « лишнюю» пару однородных членов; исключите ее из предложения. Укажите слова с переносным значением. Музыка выражает и создает определенное настроение. А оно может быть хорошим и плохим, светлым и мрачным, легким и тяжелым, тихим и мирным, весенним и осенним.
Прочитайте предложения: Силы природы поистине неисчерпаемы. Она помогает нам пережить горе, разлуку, бороться с хандрой, одиночеством, преодолевать отчаяние, депрессию, забывать зависть, вражду. Бессоюзное соединение однородных членов говорит о незаконченности, неисчерпаемости перечисляемого ряда. Одиночный союз и, соединяющий два последних однородных члена, придает перечислению характер законченности.
Прочитайте вслух: Природа одарила человека счастливой возможностью чувствовать и сокровенность рассвета, и нежную красоту заката, и таинство звездного неба. Повторяющийся союз и подчеркивает однородные члены и придает предложению большую выразительность.
Виды речевых ошибок и их примеры из сочинений учащихся. 1) Нарушение единства основания деления (« Картофель мы употребляем в пищу и сельском хозяйстве»); 2) объединение в один ряд видовых и родовых понятий («Медведи и животные леса зимой впадают в спячку»); 3) объединение в один ряд слов, неоднородных по своему значению (« Армия постепенно наращивали боевую мощь военной техники и уверенность в победе»); 4) повторение однозначных слов в качестве однородных членов (« Систематическое повторение материала дало крепкие и прочные знания по русскому языку»); 5) неправильное согласование в предложениях с однородными членами (« Наш сад, роща у дороги и лес оделся( вместо оделись) инеем»); 6) неверное управление при однородных членах («Композитор знакомится и внимательно изучает фольклор»); 7) неверное употребление союзов.
Параллелизм предложений- это одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Стихи, которые писались легко, бывает трудно читать. Стихи, которые писались с трудом, бывает легко читать ( Р.Гамзатов.) Параллелизм предложений может быть полным и неполным.
Запевка. О России петь- что стремиться в храм По лесным горам, полевым коврам… О России петь- что весну встречать, Что невесту ждать, что утешить мать… О России петь- что тоску забыть, Что любовь любить, что бессмертным быть! И..Северянин
Напишите небольшое по объему сочинение- рассуждение ( не менее 90 слов) по объему на тему: «И сердце музыке причастно и верит только ей одной» или « Слушая музыкальное произведение». Используйте информацию из прослушанного и прочитанного текстов. Выразите свою позицию по данной теме, приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.
Истину нельзя рассказать так, чтобы ее поняли; надо, чтобы в нее поверили. В. Блейк