Есть художники, у которых звери и птицы - главные герои рисунков и картин. Таких художников называют анима- листами. Евгений Иванович Чарушин был лучшим художником анимали- стом (происходит слово от латинского "animal", что значит "животное"). Равных ему не было.
Евгений Иванович Чарушин родился 11 ноября 1901 года на Урале, в Вятке в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала. Отец Евгения – художник-архитектор, строитель домов, дворцов, вокзалов. По его проектам построено более 300 зданий в Сарапуле, Ижевске, Вятке. Профессия архитектора требует, как необходимого условия, быть хорошим рисовальщиком. Отец привил сыну первоначальные художественные навыки.
Рисовать начал рано. Отец всегда с карандашом, и Женя то же. Изображал чаще всего животных и битвы индейцев. Можно сказать, что Женя Чарушин вырос с карандашом и кистью в руках: бегал рисовать чучела в чучельную мастерскую, помогал отцу в раскраши- вании акварелью его проектов, ежедневно изобра- жал что-нибудь для себя и для приятелей.
И живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была повсюду. Сам родительский дом с огромным заросшим садом был густо населён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк -- кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кроли- ки, цыплята, котята и всяческая птица -- чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили.
В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками, а ещё в доме жил некто Бобка. Это был пес о трех лапах, закадычный друг маленького Жени Чарушина. Этот пес «лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал ему о своих детских огорчениях».
Мать, Любовь Александровна – садовод и огородник-любитель. Вместе с ней юный Чарушин часто ходил в лес. Там они собирали семена цветов, выкапывали разные растения. И потом дома они превращались в чудо-сад. Мама делала прямо чудеса. В холодной Вятке она выращи- вала под снегом тюльпаны и гиацинты, сажала в муравьиные кучи картофель, который вырастал величиной с человеческую голову… Мальчик принимал деятельное участие в ее работе. Мать любила все живое и передала эту любовь к сыну.
Любимыми книгами детства были – Сетон-Томпсон, Лонг, Биар и подарок отца, от которого «дух захватывало» - семь томов Брема «Жизнь животных». Он читал эту книгу запоем. По утрам, умывшись, лез на дерево, чтоб чего доброго не заставляли учить уроки. Читал Брема и чуть не плакал, так ему хотелось иметь тапира или жирафу.
Когда Жене исполнилось 6 лет, его отдали учиться в Коммерческое училище, где до первого класса были сначала школьный, а потом приготовительный. Здесь большое внимание уделялось сельскому хозяйству и художественному воспитанию – ручному труду, лепке, рисованию, резьбе по дереву – ни больше, ни меньше, как по два часа в день.
Обаятельная и талантливая натура Чарушина сказывалась во многом: он играл на скрипке, писал стихи, был актером, вечно что-то изобретал (прозвали Евгеша – изобретатель), был великолепным живописцем, скульптором, впоследствии стал мастером книжной графики и отличным детским писателем. Мало кто знает, что у художника Чарушина было несколько патентов на изобретения. Он построил планёр и летал на нём. Ходил по воде на придуманных им самим лыжах-поплавках.
После окончания в 1918 году средней школы, где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин был призван в Красную Армию. Там его использовали «по специальности», и он был назначен помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта. Отслужив 4 года, практически всю гражданскую войну, он вернулся домой и решил учиться на профессионального художника.
Заветная цель любого начинающего художника -- это Академия. И Евгений Чарушин поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН), где занимался пять лет. По окончании учёбы Чарушин пришёл со своими наработками в Детский отдел Госиздата, которым заведовал в тогда знаменитый художник Владимир Лебедев. Чарушинские рисунки из мира животных понравились Лебедеву, и он поддержал молодого художника в его исканиях и творчестве.
Первая книга, иллюстрированная Евгением Ивановичем, был рассказ В.Бианки «Мурзук». Она привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей.
С неистощимой энергией Чарушин иллюстрирует произведения С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, В.В. Бианки, М.М. Пришвина, Д.Н. Мамина- Сибиряка, Г.Я. Снегирева – писателей-охотников, знатоков леса, страстных природолюбов.
Чарушин попробовал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. Очень тепло о рассказах начинающего автора отозвался Максим Горький. Но это оказалось самым трудным делом в его жизни, так как по его собственному признанию, иллюстрировать чужие тексты ему было много проще, чем свои собственные.
До войны Евгений Иванович Чарушин создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли - птичий рай», «Животные жарких стран». Продолжал он иллюстрировать других авторов - С.Я.Маршака, М.М.Пришвина, В.В.Бианки.
Все его герои – птицы, зверята – весело, интересно, разнообразно живут на страницах книг. Они всегда в движении – бегают, прячутся, охотятся, путешествуют, обучаются лесным делам. «То, что производило на меня большое впечатление в детстве, говорил художник, волнует и сейчас. Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. Когда ребёнок хочет погладить моего зверёнка я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т.п. Всё это надо наблюдать и прочувствовать. Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь».
Помимо работы над книгами, он создал серию эстампов с изображениями животных. Ещё до войны он увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные группы. Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака. В 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.
Работая в Детиздате, проиллюстрировал более 100 детских книг. И как детский писатель, и как иллюстратор Е.И. Чарушин известен во многих странах мира. Его иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на международных выставках в Софии, Лондоне, Париже. Его книги выходили в Англии, США, Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает шестьдесят миллионов экземпляров.
Умер Евгений Чарушин в Ленинграде 18 февраля 1965 года. Он был похоронен на Богослов- ском кладбище. «Какой художник ушел…», - так отозвался на это известие Владимир Лебедев, - учитель, переживший любимого ученика.