Логопедическая сказка «Самый, самый…» (спор овощей)
Игровая методика Читаем: прочитаем с ребёнком сказку, рассмотрим картинки. Рассуждаем: построим беседу с ребёнком по вопросам, которые помогут сконцентрировать внимание на описании и характере овощей. Например: какой в рассказе кабачок? Какой была морковь? Пересказываем: научим ребёнка самостоятельно рассказывать об овощах по картинкам.
Как-то раз овощи завели между собой спор кто самый- самый…
- Я самый красный, – сказал спелый помидор.
- Я самый хрустящий, - сказал длинный Огурец с пупырышками.
- Я самый душистый, - сказал зелёный Горошек.
- Я самый гладкий, - сказал фиолетовый Баклажан.
- У меня самый красивый хвостик, - сказала Редиска.
- Я самая кудрявая, - сказала Петрушка.
- Я самый пахучий, - сказал Укроп.
- Я самый горький, - сказал Лук.
Я самая толстая, - сказала Капуста.
- Я самый полезный, - сказал Чеснок.
- Я самый необходимый, без меня не может обойтись ни одна хозяйка, - сказал Картофель.
- Я самая яркая, я одного цвета с солнышком, - сказала Морковка.
- Я самый… самый… - ничего не смог сказать Кабачок.
- Ты самый скромный, - помогла ему Свёкла, - а значит, и самый, самый… Все овощи согласились и прекратили спорить.
Задания и вопросы. Произнеси слова из сказки со звуком (р), выделяя его голосом. Придумай аналогичные сказки о фруктах, ягодах, деревьях, цветах, птицах, мебели, посуде, обуви, животных и рыбах. Придумай свой вариант сказки, используя другие определения. Причитай с разными интонациями реплики Картофеля, Морковки и Кабачка.
Задания и вопросы. * О чём спорили овощи? * Перечисли овощи, которые вступили в спор. * Чем закончился спор? * Почему Кабачок ничего не смог сказать о себе? * Часто ли ты хвастаешься? Как к этому относятся твои товарищи? Родители? Чем ты хвастаешься? * Нужно ли осуждать хвастовство?
Дополнительное задание. Вспомни и назови, в названии каких овощей есть звуки Р РЬ.
Для логопедов, воспитателей, учителей: Эта сказка многофункциональная... Её можно использовать : * при изучении лексической темы "Овощи" * при автоматизации звука Р * для развития творческих способностей - сочинения детьми (с помощью родителей) аналогичных сказок про фрукты ( ягоды, грибы, цветы...) Спор фруктов, ягод, посуды.... * коррекция дисграфии - по теме "Согласование существительного с прилагательным" ( оранжевая морковь, душистый горошек и т. д.) * При изучении словосочетаний