Эпитет
Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество (образное определение).
Виды эпитетов по составу 1. Простые эпитеты, состоящие из одного прилагательного, например : «голубиные облака» (С. А. Есенин). 2. Сложные (слитные), состоящие из двух - трех корней, но воспринимающиеся на слух как одно целое, например: «убедительно-лживый рассказ». ( А. К. Толстой).
3. Составные эпитеты, выражающиеся целым словосочетанием (Владимир Красно солнышко).
Виды эпитетов 1. Постоянный эпитет – эпитет, переходящий из одного произведения в другое, часто в народном творчестве: Скажем, как рисуется в былинах конь? Всегда добрый. А трава? Зеленая. Солнце красное, ветер буйный, слово верное.
2. И з о б р аз и т е л ь н ы е э п и т е т ы, в отличие от постоянных, живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими видел писатель, создавая произведение. Например: молоткастый, серпастый советский паспорт (В. Маяковский).
3. Эпитеты, выраженные словами, выступающими в переносных значениях, называются м е т а ф о р и ч е с к и м и. Они выполняют в речи особенно яркую изобразительную функцию. Например: Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя. (М. Ю. Лермонтов)
4. Авторские, встречающиеся довольно редко, несущие дополнительную экспрессивную нагрузку, передающие особый смысл не просто слова, а часто целой группы слов: «В блюдечках - очках спасательных кругов» (В. Маяковский).
Стилистический подход к классификации 1. Усилительньте эпитеты, которые указывают на признак, содержащийся в определяемом слове (зеркальная гладь, холодное равнодушие, аспидная темень); к усилительным эпитетам относятся и тавтологические (горе горькое). 2. Уточнительные эпитеты, называющие отличительные признаки предмета (величину, форму, цвет и т. д.). Выразительная сила таких эпитетов нередко подкрепляется другими тропами, особенно сравнениями. Между усилительными и уточнительными эпитетами не всегда удается провести четкую границу.
З. Контрастные эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов оксюмороны. Например: «Из-за плеч встает сумрачно- напряженное сверканне...»; «Какая же сладко-мучительная любовь!»; «...в приемной тихая паника...».
Функции эпитета 1. Наиболее существенной функцией эпитета является, как это указывалось выше, функция выявления личного, оценочного отношения к описываемым фактам. Эта роль эпитета в значительной степени определяется синтаксическими особенностями: употреблением эпитета чаще всего в синтаксической функции определения. 2. Функция создания образности.
Эпитет может быть выражен: 1. Именем прилагательным. 2. Существительным- приложением ( Мороз- воевода). 3. Наречием (Петроград жил в эти ночи напряжённо, взволнованно, злобно, бешено.)
Сфера употребления Сфера употребления эпитета стиль художественной речи. Здесь он почти безраздельно господствует. Чем меньше какой-либо стиль речи допускает в качестве характерных черт проявление индивидуального, тем реже встречаются в нем эпитеты. Их почти нет в деловой документации, газетных сообщениях и других стилях, лишенных индивидуальных черт в использовании общенародных средств языка.
Найдите эпитеты 1. Мне теперь по душе иное... И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны. С. Есенин 2. Простые краски северных широт: Румяный клевер, лен голубоватый, И солнца блеск, немного виноватый, И облака, плывущие вразброд. О. Фокина З..Только в спальне горели свечи /Равнодушно-желтым огнем. А. Ахматова
4. Пронизывает глуби все твой беспо- щадный луч И тянется с земли до хмурых туч. В. Брюсов 5. Черные тени узорной решетки Ясно ложатся по белому снегу. Тихие звезды задумчиво-кротки, Месяц пророчит истому и негу. Черные окна немого собора Смотрят угрюмо на белое поле... В. Брюсов 6. Там, по дороге самой торной, На ощупь двигались бы вы. Лишь ветер мокрый, ветер черный Средь черной рыскает травы. В. Солоухин 7. От жизни лживой и известной Твоя мечта тебя влечет В простор лазурности небесной Иль в глубину сапфирных вод. В. Брюсов
8. Побледневшие звезды дрожали, Трепетала листва тополей... В. Брюсов 9. Он стал на утесе; в лицо ему ветер суровый Бросал, насмехаясь, колючими брыз-гами пены. И вал возносился и рушился, белого-ловый, И море стучало у ног о гранитные стены. В. Брюсов 10. Играет ветер тучею косматой, Ложится якорь на морское дно... О. Мандельштам 11. Но в эти дни последних запустений Возникнет знаю! меж людей смельчак. Он потревожит гордый сон строений, Нарушит светом их безмолвный мрак. В. Брюсов 12. Погружены в томительный мороз, Вокруг меня снега оцепенели. Оцепенели маленькие ели, И было небо темное, без звезд. Какая глушь! Я был один живой. Один живой в бескрайнем мертвом поле... Н. Рубцов
В отрывке из романа И. С. Тургенева укажите точные определения и эпитеты. Объясните различие между ними.
Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными... Кое - где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками, под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зависающими воротищами возле опустелых гумен, церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами.
Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и сломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных смертоносных когтей и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы: с ее метелями, морозами и снегами... «Нет, подумал Аркадий, небогатый край этот... преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?..»