СПИРАЛЬНАЯ ДИНАМИКА Модель «спиральная динамика» К. Грейвза и ее роль в изучении корпоративной культуры и управлении персоналом организации Ведущая: Елена Морозова, бизнес – тренер, руководитель программы организационной и методической подготовки бизнес – тренеров Института практической психологии «Иматон»
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Постоянная эволюция окружения и сознания Не важно, во что люди верят, важно почему они верят и ценят именно это Уровни развития – это волны, а не типы людей Уровни не дискретны Это модель, жизнь - богаче Это способ «смотреть на мир»
БЕЖЕВЫЙ УРОВЕНЬ Основная тема: Делай все, чтобы остаться в живых! Доверься инстинктам, чтобы выжить. Отдельная самость едва обозначена. Еда, вода, тепло, секс и безопасность в наивысшем приоритете. Люди собираются в группы с целью выжить. Люди взаимодействуют с природой так же, как другие животные. 0,1 % населения Ценность – выживание
ФИОЛЕТОВЫЙ УРОВЕНЬ Основная тема: Жертвуй собой ради племени! Магическое мышление: власть духов, богов и мистических знаков. Преданность вождям и старейшинам. Анимализм Поклонение ритуалам и обрядам. Карта = территория Колоссальное давление племени на человека. 10 % населения Ценность – принадлеж- ность группе
КРАСНЫЙ УРОВЕНЬ Основная тема: Будь тем, кто ты есть и делай то, что ты хочешь! Мир – это джунгли, полные опасностей. Сильный – прав. Победителей не судят. Немедленный гедонизм: бери от жизни все, здесь и сейчас! Получай удовольствие без вины и сожалений! Демонстрация власти и силы. 20 % населения Ценность – сила и власть
СИНИЙ УРОВЕНЬ Основная тема: У жизни есть смысл! Пожертвуй сейчас – потом воздастся! Порядок, основанный на абсолютных принципах. Правильная жизнь обеспечивает стабильность сейчас и награду в будущем. Послушание и дисциплина – норма. Импульсивность контролируется через чувство вины, у каждого - свое место. Честный труд (протестантская этика) % населения Ценность – правила
ОРАНЖЕВЫЙ УРОВЕНЬ Основная тема: Думай и богатей! Развитие – результат изучения законов природы и поиска лучших решений. Использование земных ресурсов для материального достатка. Джентльмены конкурируют по правилам! Благосостояние, материальные ценности. Личный успех достижим! Здравый смысл % населения Ценность – личный успех
ЗЕЛЕНЫЙ УРОВЕНЬ Основная тема: Жить в мире и согласии с другими людьми! Дух человека должен быть освобожден от жадности, догм и разногласий. Восприимчивость, чувствительность и забота вместо холодного разума. Забота о ресурсах и возможностях планеты (экология) Принятие решений через согласие и консенсус. Гуманизм, гармония, человеческое развитие. 10 % населения Ценность – согласие
Второй порядок Ценности 1-го порядка (первые 6 уровней) «Человечество болеет аутоиммунными заболеваниями» К. Грейвз Последующая стадия отрицает предыдущую. Ценности 2-го порядка (вторые 6 уровней) Человек использует ценности 1-го порядка как инструменты.
ЖЕЛТЫЙ УРОВЕНЬ Основная тема: Живи полно и ответственно как тот, кто ты есть и кем учишься быть! Понимание, что хаос и изменения – естественны. Принятие неизбежности. Признание необходимости ранних уровней. Гибкость, открытость, спонтанность имеют наивысший приоритет. Различия могут быть интегрированы во взаимозависимые, естественные процессы Свобода и автономия: достигать своей цели без ущерба для других 1 % населения Ценность – творчество
БИРЮЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Основная тема: Опыт единства сущего через разум и Дух! Мир – это единый, динамический разумный организм. Холистичное, интуитивное мышление. Самость это одновременно и отдельная и неотделимая часть большего целого. Все связано со всем в экологическом равновесии. Среда обитания человека пронизана энергией и информацией. Ценность – целостность с миром
Как эта модель работает? Уровни – это Не типы В каждом из нас есть все (до чего мы дошли, включая все предыдущие уровни) Централизация – насколько часто в разных контекстах своей жизни человек находится на определенных уровнях
Разные ценности Разная мотивация Различный способ думать и организовывать свою жизнь Разное поведение Связь уровней с корпоративной культурой и мотивацией
Развитие корпоративной культуры происходит по спирали Культура выживания Культура принадлежности Культура силы и власти Культура правил Культура успеха Культура согласия Культура творчества
Культура выживания Жизнь трудна, в ней много опасностей; Если не прикладывать серьезных усилий, я могу быть лишен самого необходимого для меня; Моя задача – выжить, обезопасить себя, оградить от лишений Мотивация: Удовлетворение базовых потребностей Разговор не работает Руководитель – «спаситель» Что думает человек, находящийся на данном уровне
Я хочу быть частью коллектива; Я – человек команды, Я – это Мы; Я готов отказаться от самого себя ради своих друзей, своей команды Мотивация: Поддержка «Мы – принадлежности» Интересы команды/ значимых людей Микрошаговые изменения Руководитель – «заботливая мать» Культура принадлежности группе Что думает человек, находящийся на данном уровне
Культура силы и власти Люди враждебны; Я должен быть готовым защищать себя и свою территорию; Мне нравится управлять другими; Власть делает меня сильным; Я буду бороться за власть с людьми, которых я смогу победить; В войне правила не действуют; Сильный всегда прав Мотивация Вызов, выбор, «общий враг» Награда сразу после поступка Руководитель - «требовательный отец» Что думает человек, находящийся на данном уровне
Культура правил Необходимо следовать установленным правилам. Нарушение правила даже ради лучшего результата недопустимо, поскольку создается плохой прецедент; Эмоции вредны. Нужно действовать рационально, ничего личного. Произвольные решения не допустимы. Мотивация: Структурировать рабочее место, дать правила, наставника, письменный контракт Хвалить, что работает во имя определенного смысла, награждать потом Руководитель – «человек – функция» Что думает человек, находящийся на данном уровне
Культура успеха Мы стремимся достичь наилучшего результата из возможных; Я хочу, чтобы мои результаты были яркими и масштабными; Я хочу поставить рекорд, обогнать себя вчерашнего, своих коллег, самых «крутых» профессионалов в мире; Сегодня нужно сделать что-то больше и лучше, чем вчера Мотивация: Статус, рост зарплаты, Личный успех, карьерный рост, достижения Руководитель - «комиссар» Что думает человек, находящийся на данном уровне
Культура согласия Есть разные люди и очень важно, чтобы они оставались разными, каждый со своими особенностями; Мы любим общаться, обсуждать вопросы, искать новые решения; Поиск согласованных решений может быть долгим; Я слушаю других людей и учусь у них Мотивация: Работа ради отношений и общего блага Социально значимая миссия компании Позитивная реакция на похвалу/ поддержку Руководитель - «садовник» Что думает человек, находящийся на данном уровне
Культура творчества Я хочу развиваться; Я хочу делать сегодня то, что не умел вчера; Я хочу создавать новые творческие возможности, которые дают пространство для реализации других людей; Я хочу совершенствоваться сам, способствовать улучшению людей вокруг себя, улучшению своей страны и мира; Самореализация важнее достижений и успехов Мотивация: Свобода и автономия – самое главное Интересные творческие задачи Рост качества собственной жизни Руководитель – «провидец» Что думает человек, находящийся на данном уровне
Некоторые выводы: 1. Эффективный лидер – тот, кто находится на один шаг (уровень) впереди 2. Большие разрывы между уровнями руководителя и последователей приводят к недоверию, т.е. невозможности их вести 3. Понимание ценностей каждого уровня дает инструменты мотивации и управление корпоративной культурой
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Морозова Елена Николаевна руководитель программы дополнительного профессионального образования «Методическая подготовка бизнес-тренеров» Институт практической психологии «ИМАТОН»