Опыт разработки и проблема внедрения Национальной рамки квалификаций Российской Федерации Есенина Екатерина Юрьевна к.п.н., Зав.сектором программ и технологий высшего образования Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ ФИРО
ПРИЧИНЫ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИВНУТРЕННИЕ ВНЕШНИЕ Принцип LLL ИЗМЕНЕНИЯ В ОПИСАНИИ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ; В ТРЕБОВАНИЯХ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ переход экономики России на рыночные механизмы; несогласованность сфер труда и образования; упадок качества подготовки кадров для рынка труда; потребность в социальной защите выпускников ПО построение экономики, основанной на знаниях; обеспечение качества образования на институциональном, национальном и европейском уровнях (Болонский и Копенгагенский процессы); мобильность и конкурентоспособность работников
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р): «Формирование национальной квалификационной структуры с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан, обновление государственных образовательных стандартов и модернизация программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований национальной квалификационной структуры» ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ Соглашение о взаимодействии 25 июня 2007 года Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей
НРК РФ - ИНСТРУМЕНТ ЦЕЛЬ ФУНКЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ сопряжение сфер труда и образования обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России в области образования и управления персоналом: Разработка ПС, ФГОС, программ профессионального образования Создание отраслевых квалификационных и тарифных систем Разработка процедур оценки результатов образования и сертификации квалификаций ФГОУ Разработчики ФГОС и ПС Органы управления образованием субъектов Российской Федерации Руководители корпоративных объединений - члены РСПП модель модернизированной единой Национальной системы квалификаций
ЕТКС КСД ОКЗ ПРОБЛЕМА МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ -Тарифный разряд -Нет единства в принципах описания -Критерий: количественные характеристики (уровень образования и стаж) -Смешение разных уровней -Смешение функций -Критерий: количественные характеристики (уровень образования и стаж) Параллельный тип Национальной системы квалификаций (уровни и «суб-рамки» для специфического сектора, образовательного или профессионального) НРК дает возможность модернизации НСК в единую для всех уровней Попытка создания единой НСК
КВАЛИФИКАЦИЯ работы/деятельности работника В основе «рамки» НРК РФ – показатели профессиональной деятельности Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний) СТРУКТУРА НРК РФ
Таблица дескрипторов НРК (фрагмент) Квалиф. уровень Широта полномочий и ответственность Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний) 6 Самостоятельная профессиональная деятельность, предполагающая постановку целей собственной работы и/или подчиненных. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Деятельность, направленная на решение задач технологического или методического характера, предпола- гающих выбор и многообразие способов решения. Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности Синтез профессиональных знаний и опыта (в том числе, инновационных). Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ (ФРАГМЕНТ) Квалифика- ционный уровень Пути достижения квалификации соответствующего уровня 1 Практический опыт и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии общего образования не ниже начального общего 5 Среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего или начального профессионального образования, практический опыт 8 Послевузовское образование (программы, ведущие к получению степени кандидата наук и/или практический опыт работы) Освоенная программа подготовки магистра или специалиста, дополнительное профессиональное образование (программы МВА и др.), практический опыт
КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И ДРУГИХ СЛУЖАЩИХ (21 АВГУСТА ) БУХГАЛТЕР I КАТЕГОРИИ БУХГАЛТЕР II КАТЕГОРИИ ? БУХГАЛТЕР ОТЛИЧИЕ: СТАЖ И ОБРАЗОВАНИЕ ОБЩЕЕ: ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ …Разрабатывает рабочий план счетов, формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации…
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ С ПОМОЩЬЮ НРК РФ 5 уровень НРК РФ Самостоятельная деятельность. Постановка задач в рамках подразделения. Участие в управлении выполнением поставленных задач в рамках подразделения. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения Деятельность, предполагающая решение практических задач на основе выбора способов решения в различных условиях рабочей ситуации. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Применение профессиональных знаний, полученных в процессе профессионального образования и практического профессионального опыта. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач. БУХГАЛТЕР …Осуществлять учет первичных документов …Осуществлять работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации… …Участвовать в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности…
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ С ПОМОЩЬЮ НРК РФ 6 уровень НРК РФ Самостоятельная профессиональная деятельность, обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения. Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности. Синтез профессиональных знаний и опыта (в том числе, инновационных). Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. БУХГАЛТЕР II КАТЕГОРИИ …Организовывать и осуществлять работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации… Разрабатывать рабочий план счетов, формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы…
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ С ПОМОЩЬЮ НРК РФ 7 уровень НРК РФ Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных институциональных структур и их подразделений Деятельность, предполагающая решение задач развития, разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе, инновационных) Синтез профессиональных знаний и опыта. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и/или на стыке областей. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития деятельности БУХГАЛТЕР I КАТЕГОРИИ …Организовывать и осуществлять контроль работ по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации… Руководить разработкой рабочего плана счетов, форм первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы… Анализировать хозяйственно-финансовую деятельность предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности…
ДОКЛАД Управления нормативов по труду НИИ труда и социального страхования, 2009 г. 4 УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ РАБОТ СООТНЕСЕНЫ С 8 РАЗРЯДАМИ ЕТКС; КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Актуализация Единого тарифно - квалификационного справочника работ и профессий рабочих
«Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования базового уровня, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя…» ФГОС НПО / СПО: Раздел 5. Требования к результатам освоения ОПОП базового уровня «Перечень общих компетенций может быть переработан и/или дополнен в соответствии с особенностями специальности» НРК РФ
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами ПРИМЕР ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ (4 УРОВЕНЬ)
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Внедрять инновационные технологии в профессиональной деятельности. ПРИМЕР ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ (5 УРОВЕНЬ)
- в части общей компетенции: Готовность к самостоятельной профессиональной деятельности с ответственностью за ее результат на уровне подразделения и (или) организации; к деятельности, требующей способности ставить цели собственной работы и/или подчиненных; конкретизировать задачи деятельности в рамках подразделения; обеспечивать взаимодействие работы подразделения со смежными. - в части сложности деятельности (характера умений): Решение практических задач (при необходимости технологического или методического характера), предполагающих выбор и многообразие способов решения. Разработка, внедрение, адаптация, оптимизация технологий (в т.ч. инновационных) и технологических процессов. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности. - в части наукоемкости деятельности (характера знаний и работы с информацией): Синтез профессиональных знаний (в т.ч. инновационных) и практического профессионального опыта. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. КОНЦЕПЦИЯ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА (особенности прикладного бакалавриата как вида программ в целом)
Национальная рамка квалификаций и отраслевые рамки НРК ориентир для разработки отраслевых рамок ОРК учет специфики отрасли обобщенное описание квалификационных уровней уточнение, расширение (углубление) описания Существует опыт разработки проектов отраслевых рамок квалификаций: «Управление персоналом», «Информационные технологии», «Индустрия питания и гостеприимства», «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования», «Атомная энергетика»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ПС) многофункциональный нормативный документ, систематизирующий трудовые функции, выполняемые работниками, и требования к необходимым для этого компетенциям (для конкретной области профессиональной деятельности) ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ МАКЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА (Утверждены Распоряжением Президента РСПП РП-46 от 28 июня 2007 г.) В настоящий момент в различной стадии разработки и утверждения находится около 150 профессиональных стандартов
Квалификационный уровеньВид трудовой деятельности Рекомендуемые наименования должностей В соответствии с Национальной рамкой квалификаций В соответствии с отраслевой рамкой квалифика ций Первый Второй Третий Четвертый … МАКЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА (РАЗДЕЛ 2)
НРК РФ: СИЛА НРК используется при разработке профессиональных стандартов и отраслевых рамок квалификаций НРК стала методологической основой для описания требований к компетенциям выпускников во ФГОС ПО всех уровней, внедрение которых начинается в настоящее время НРК – точка отсчета для описания результатов обучения в новых образовательных программах, создающихся на основе ФГОС НРК использовалась при создании Концепции прикладного бакалавриата, для описания специфики этих программ
ВОЗМОЖНОСТИ НРК– импульс для модернизации национальной системы квалификаций, в частности, модернизации и развития национальной системы оценки результатов образования и сертификации квалификаций, создания единых для всех уровней профессионального образования механизмов накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях НРК позволяет разрабатывать общесистемные вопросы создания современных контрольно- измерительных материалов и процедур для оценки и сертификации квалификаций; планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту
КВАЛИФИКАЦИЯ – РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И/ИЛИ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА Уровень образования Квалификационный уровень НШ ОШСШНПОМСПО Б ПВ
СЛАБОСТЬ И УГРОЗА Рассогласованность действий потенциально заинтересованных сторон в масштабах всей страны (обширная территория России) Рекомендательный характер документа Необходимо официальное признание на правительственном уровне
ПРОБЛЕМА ТЕРМИНОЛОГИИ VET Framework Qualification Level Profile Competence Learning outcomes… Опыт участия в мероприятиях, инициированных разными международными организациями: UNESCO, ILO, ETF, ENQA, European Commission, European Union ОТСУТСТВИЕ ЕДИНОГО И ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО СЛОВАРЯ ТРУДНОСТИ ТОЧНОГО ПО СМЫСЛУ ПЕРЕВОДА НА РУССКИЙ ЯЗЫК ПОЯВЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ
Спасибо за внимание