Роль воспитателя в повышении качества организации сюжетно- ролевых игр с детьми среднего дошкольного возраста Воспитатель 2 категории: Шахова Татьяна Васильевна
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо воспитателю её грамотно организовать. Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями.
В теории сложились разные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми детей. Первый подход – так называемый традиционный подход к руководству сюжетно-ролевой игрой. Данный подход сложился в практике дошкольного воспитания по результатам исследований развития детской игры в 30-е годы прошлого столетия (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая). В рамках этого педагогического подхода ведущая роль в игре отводится педагогу. Педагог обогащает представления детей об окружающем путем организации занятий, экскурсий, чтения художественных произведений и работу по созданию предметно-игровой среды. В связи с этим в педагогике складываются методы прямого и косвенного руководства игрой.
Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С.Л. Новоселовой и Е.В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Основные компоненты комплексного подхода, отмечают авторы, сохраняются на всех этапах развития игры. Но меняется их роль в общей системе педагогических воздействий.
80-х годах прошлого века появляется иное направление, делающее акцент не на содержании сюжета игры, а на формировании способов игровой деятельности, которые делают для ребенка возможным реализацию любых привлекающих его содержаний. Это направление было развернуто в 80-х годах в работах Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой.Суть предлагаемого подхода заключается в поэтапной передаче детям усложняющихся игровых умений (способов построения игры) в процессе совместной деятельности взрослого с детьми..
В нашей работе мы используем проектный метод при развитии сюжетно- ролевой игры. На наш взгляд, именно проект позволят целесообразно решать образовательные задачи по развитию сюжетно-ролевых игр в соответствии с ФГТ, при непосредственно образовательной деятельности, в ходе проведении режимных моментов в соответствии, при организации самостоятельной деятельности детей и процесса взаимодействия с семьями воспитанников, позволяет интегрировать различные образовательные области и виды деятельности. У нас прошли проекты игр,такие как «Больница», «Шофёр», «Часовщик»,«Прачечная», «Столовая», готовится проект игры по дорожной безопасности.
Представлю вашему вниманию страницы презентации из проекта «Часовщик»,в котором мы можем наблюдать комплексный метод руководства игрой.
Воспитатель 2 категории: Шахова Татьяна Васильевна Воспитатель 2 категории: Шахова Татьяна Васильевна МБДОУ общеразвивающего вида детский сад «Солнышко» с приоритетным направлением по социально-личностному развитию детей.
Тип проекта: игровой. Продолжительность проекта: краткосрочный По количеству участников: подгрупповой Возраст: дети средней группы ( 4-5 лет)
Подготовительный этап проекта
Основной этап проекта
Заключительный этап проекта
Успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога.Во-первых, педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета,создания предметно- игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок. Правильная организация предметно игровой среды предполагает и выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности. Во-вторых, сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю. Умение педагога наблюдать педагога за детьми даёт ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками.
Успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога.Во-первых, педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета,создания предметно- игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок. Правильная организация предметно игровой среды предполагает и выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности. Во-вторых, сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю. Умение педагога наблюдать педагога за детьми даёт ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками.
Успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога.Во-первых, педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета,создания предметно- игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок. Правильная организация предметно игровой среды предполагает и выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности. Во-вторых, сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю. Умение педагога наблюдать педагога за детьми даёт ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками.