Из опыта работы учителя физики и математики Логуновой О.Н. Формирование эстетического отношения к науке на уроках естественного цикла
« В математике тоже есть: своя красота, как в живописи и поэзии. Эта красота проявляется иногда в отчётливых ярко выраженных идеях, где на виду всякая деталь умозаключений, а иногда поражает она нас в широких замыслах, скрывающих в себе что-то недосказанное, но многообещающее» Н.Е.Жуковский
Используемая литература И.Ф. Гончаров Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. Москва. Просвещение год
Каждый учитель преподает ли он математику, литературу, физику или географию должен вносить в преподавание оттенок художественности, владеть языком выразительным, неистертым Формирование эстетического отношения к учению можно, к примеру, начать с урока физики. Учитель, объясняя материал, задерживает внимание школьников на формулах и предлагает выяснить, есть ли в них красота. Такой вопрос может побудить учащихся к сопоставлению науки с искусством, природой. Каждый учитель преподает ли он математику, литературу, физику или географию должен вносить в преподавание оттенок художественности, владеть языком выразительным, неистертым Формирование эстетического отношения к учению можно, к примеру, начать с урока физики. Учитель, объясняя материал, задерживает внимание школьников на формулах и предлагает выяснить, есть ли в них красота. Такой вопрос может побудить учащихся к сопоставлению науки с искусством, природой.
Чрезвычайно ёмко и по-своему красноречиво рассказывает об эстетической стороне науки академик А. И. Китайгородский, когда он обращается к знаменитому закону всемирного тяготения, к его лаконичной формуле: «Закон всемирного тяготения Ньютона, несомненно, красивый закон. Вы не согласны со мной? Вы не видите в этой записи ничего красивого. Но подумайте, сколь эта запись симметрична и проста: именно в симметрии и простоте и заключена красота закона» Чрезвычайно ёмко и по-своему красноречиво рассказывает об эстетической стороне науки академик А. И. Китайгородский, когда он обращается к знаменитому закону всемирного тяготения, к его лаконичной формуле: «Закон всемирного тяготения Ньютона, несомненно, красивый закон. Вы не согласны со мной? Вы не видите в этой записи ничего красивого. Но подумайте, сколь эта запись симметрична и проста: именно в симметрии и простоте и заключена красота закона»
Сложность и необычность вопроса вызовет различные ответы, но именно из этой множественности мнений и начнет складываться эстетическая оценка науки. Многообразие точек зрения показывает, что ученики имеют дело со сложным вопросом, для ответа на который у них нет достаточных знаний, Сложность и необычность вопроса вызовет различные ответы, но именно из этой множественности мнений и начнет складываться эстетическая оценка науки. Многообразие точек зрения показывает, что ученики имеют дело со сложным вопросом, для ответа на который у них нет достаточных знаний, Подобные беседы побуждают школьников к более серьезным эстетическим наблюдениям как в общении с природой, так и в процессе научного познания действительности и самостоятельного чтения литературы. В этом их серьезное значение. Подобные беседы побуждают школьников к более серьезным эстетическим наблюдениям как в общении с природой, так и в процессе научного познания действительности и самостоятельного чтения литературы. В этом их серьезное значение.
Стремясь к тому, чтобы учащиеся оперативно овладевали знаниями, учились применять их па практике, можно показывать точные и красивые решения различных задач, помогает разобраться в их особенностях. Важно развивать у школьников восприятие красоты самого процесса мышления. Можно продемонстрировать два способа решения задачи, спросив учащихся, какой вариант нравится им больше. Сопоставляя ход решения, школьники анализируют и отвечают: Мне нравится второй способ, в нем есть четкость»; «Я за этот способ. Он последователен». Стремясь к тому, чтобы учащиеся оперативно овладевали знаниями, учились применять их па практике, можно показывать точные и красивые решения различных задач, помогает разобраться в их особенностях. Важно развивать у школьников восприятие красоты самого процесса мышления. Можно продемонстрировать два способа решения задачи, спросив учащихся, какой вариант нравится им больше. Сопоставляя ход решения, школьники анализируют и отвечают: Мне нравится второй способ, в нем есть четкость»; «Я за этот способ. Он последователен». А задание на дом: две задачи, которые нужно решить оригинальным, остроумным способом. Такое требование приводит к познавательному и эстетическому результатам. Многие школьники в поисках именно красивого решения проявляют творческую инициативу. А задание на дом: две задачи, которые нужно решить оригинальным, остроумным способом. Такое требование приводит к познавательному и эстетическому результатам. Многие школьники в поисках именно красивого решения проявляют творческую инициативу.
В библиотеке можно организовать выставку книг, в которых научный поиск предстает в определенном эстетическом аспекте. Учащиеся, прочитав эти книги, обмениваются впечатлениями с товарищами, друзьями, родителями, знакомыми. Чтение таких книг требует от школьника образного мышления, воображения. Через некоторое время начинается беседа о прочитанном. В библиотеке можно организовать выставку книг, в которых научный поиск предстает в определенном эстетическом аспекте. Учащиеся, прочитав эти книги, обмениваются впечатлениями с товарищами, друзьями, родителями, знакомыми. Чтение таких книг требует от школьника образного мышления, воображения. Через некоторое время начинается беседа о прочитанном.
На уроке можно организовать эстетические минутки на которых знакомить школьников с поэзией математики и физики. Рассказывать, как исследователь работал над открытием, как доказал истину с помощью теоретического суждения или эксперимента. На уроке можно организовать эстетические минутки на которых знакомить школьников с поэзией математики и физики. Рассказывать, как исследователь работал над открытием, как доказал истину с помощью теоретического суждения или эксперимента. Это подготавливает подростков к дальнейшему самостоятельному познанию эстетики науки. Старшеклассники стремятся разобраться в литературе, чтобы ответить на ряд вопросов: каковы задачи науки? Что является ее предметом? Чем наука отличается от других форм общественного сознания? Каковы признаки красоты в науке? Что побуждает ученых заниматься исследованиями? Это подготавливает подростков к дальнейшему самостоятельному познанию эстетики науки. Старшеклассники стремятся разобраться в литературе, чтобы ответить на ряд вопросов: каковы задачи науки? Что является ее предметом? Чем наука отличается от других форм общественного сознания? Каковы признаки красоты в науке? Что побуждает ученых заниматься исследованиями?
От уроков и самостоятельных занятий следует постоянно обращаться к личному опыту школьников. Это необходимо для того, чтобы знания, приобретенные на уроках и вне уроков, становились осознаннее, развивали мышление, наблюдательность. От уроков и самостоятельных занятий следует постоянно обращаться к личному опыту школьников. Это необходимо для того, чтобы знания, приобретенные на уроках и вне уроков, становились осознаннее, развивали мышление, наблюдательность. Отвечая, например, на вопрос «Когда изучение математики доставляет человеку наслаждение?», ученики могут опираться на высказывания выдающихся ученых о необычности математики. Это наталкивает на мысль, что математика открывает людям еще непознанные, незамеченные, неосмысленные явления, она исследует вместе с другими науками мир, его законы. Таким образом, в цифрах и формулах школьники начинают видать второй план. Отвечая, например, на вопрос «Когда изучение математики доставляет человеку наслаждение?», ученики могут опираться на высказывания выдающихся ученых о необычности математики. Это наталкивает на мысль, что математика открывает людям еще непознанные, незамеченные, неосмысленные явления, она исследует вместе с другими науками мир, его законы. Таким образом, в цифрах и формулах школьники начинают видать второй план.