Стратегиальный подход в чтении учит анализировать, отбирать, организовывать, интегрировать; воспитывает независимого, мыслящего читателя; формирует читательскую.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Учитель математики ГБОУ СОШ 77 Доброумова Ольга Викторовна.
Advertisements

Применение современных технологий на уроках в начальной школе в свете требований ФГОС Сандоянц Ж.М. учитель начальных классов МОУ СОШ 9.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Стратегиальный подход к обучению чтению (методический семинар для библиотекарей, работающих с детьми) Дейнеко И.В., зам директора МБУ «МИМЦ» г. Лесосибирск,
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
Мастер-класс: урок истории в 5 классе «Олимпийские игры» с использованием технологии "кластер и инсерт"
Технология «Развитие критического мышления» Проблемная тема учителя начальных классов Ганичевой Е.Б.
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Читательская компетентность. Килинг Т.В., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Государственное общеобразовательное учреждение лицей 179 Калининского района г.Санкт-Петербурга Основы смыслового чтения в начальной школе Левкина Т.М.,
Конспект как одна из форм самостоятельной работы с литературой. Библиотечный урок для 9 класса.
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
Использование современных педагогические технологий на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознания Борисова Наталья Викторовна Выступление.
Опарина О.А.,учитель истории МОУ СОШ 2. : - способность ставить новые, полные смысла вопросы; - вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; -
Транксрипт:

Стратегиальный подход в чтении учит анализировать, отбирать, организовывать, интегрировать; воспитывает независимого, мыслящего читателя; формирует читательскую компетентность, т.е. ребенок творчески подходит к нестандартной ситуации и умеет ориентироваться в различных видах информации МОУ "Бабкинская СОШ" 1

Стратегия Стратегия - одинаковый способ работы с материалом при изменении самого материала. Стратегия чтения - путь и программа действий чтеца. Стратегиальный читатель должен обладать набором стратегий. МОУ "Бабкинская СОШ" 2

Обучение чтению Традиционная методика: чтение текста; ответы на вопросы; упражнение на проверку понимания прочитанного; запоминание словаря; обсуждение прочитанного (не всегда) Стратегия чтения включает 3 этапа: 1.Предтекстовой. 2.Текстовой (собственно чтения). 3.Послетекстовой (часто в парах). МОУ "Бабкинская СОШ" 3

Стратегии читательской деятельности Предтекстовые стратегии: создание глоссария необходимых для чтения данного текста слов; припоминание важной информации; использование предварительных организаторов чтения; беглый обзор материала; постановка предваряющих чтение вопросов; зрительная представленность прогнозируемого содержания текста; постановка цели чтения; определение характера текста; просмотр заголовка и подзаголовков; предположение о цели его написания (о замысле автора). МОУ "Бабкинская СОШ" 4

Обучение стратегиям чтения: как реализовать ФГОС в 5-9 классах Обучение стратегиям чтения: как реализовать ФГОС в 5-9 классах Мало научить ребенка "читать" в значении "декодировать текст", необходимо, чтобы он ХОТЕЛ читать, чтобы постепенно читал ВСЕ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ литературные формы и информационные тексты, чтобы росла его ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА, чтобы он СТАНОВИЛСЯ ЧЕЛОВЕКОМ ЧИТАЮЩИМ, ЧИТАЮЩЕЙ ЛИЧНОСТЬЮ МОУ "Бабкинская СОШ" 5

Предтекстовые стратегии прогнозирование содержания по заголовку; рассечение вопроса; мозговой штурм; антиципация; прием "Инсерт". МОУ "Бабкинская СОШ" 6

Текстовая деятельность: выдвижение гипотезы о содержании текста, ее подтверждение или отклонение; контекстуальная и смысловая догадка; мониторинг чтения, т.е. постановка и ответы на вопросы. МОУ "Бабкинская СОШ" 7

Стратегии текстовой деятельности: остановка деятельности; размышление вслух; прогноз; ведение записей в самой различной форме; руководство по чтению; различные варианты работы со словом; рубрикация; кластеризация; догадка на основе контекста. МОУ "Бабкинская СОШ" 8

Стратегия мониторинга чтения - постановка и ответы на вопросы: Имеются ли в тексте слова, которые я не понимаю? Имеется ли в тексте информация, которая не согласуется с тем, что я уже знаю по этому вопросу? Понимаю ли я о чем или о ком идет речь? Как связаны друг с другом суждения (основные мысли, положения)? МОУ "Бабкинская СОШ" 9

Текстовые стратегии в работе с информационными текстами: информационная карточка; чтение с пометками; море вопросов; карта определения; пирамида фактов; кольца Венна. МОУ "Бабкинская СОШ" 10

Текстовые стратегии в работе с художественными текстами: карта рассказа; пирамида рассказа; чтение с остановками; чтение в кружок; дерево вопросов; море вопросов; сжатие текста; аннотация; краткий пересказ; пересказ. МОУ "Бабкинская СОШ" 11

Послетекстовая деятельность: обдумывание текста и выполнение задания (репродуктивного, продуктивного, коммуникативного или творческого); задание может носить познавательный, учебный или практически-прикладной характер. МОУ "Бабкинская СОШ" 12

Стратегии постчтения: стратегия воспроизведения текста в форме краткого изложения без изменения структуры текста и с изменением его; аннотация; реферат; резюме; выделение важного, обобщение, констатация значимости; трансформация текста в другую литературную или внетекстовую форму (сценарий, пьеса, стихотворение, синквейн, биографическое творчество, иллюстрация и др.); ведение журнала чтения и читательских реакций; написание собственных текстов. МОУ "Бабкинская СОШ" 13

Вопросы трех уровней сложности в стратегиях "Дерево вопросов" и "Море вопросов": 1 группа - вопросы с поверхности. Ответы на вопросы лежат на поверхности текста: Кто... ? Что сделал...? Куда... ? Где... ? Когда... ? Был ли... ? 2 группа - "Корневые", "Подводники". Ответы на такие вопросы находят между строк: Почему... ? Как... ? А что если... ? Будет ли так... ? МОУ "Бабкинская СОШ" 14

2 группа - "Вопросы из сундука". Суть этих вопросов - связать текст с жизнью, опытом читателя: Как текст связан с событиями в твоей жизни? Если бы ты был на месте... ? На что это похоже? Есть ли связь с тем, что происходит сегодня? МОУ "Бабкинская СОШ" 15

Художественные формы письменной рефлексии. Синквейн Это стихотворение, состоящее из 5 строк: в 1-ой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во 2- ой дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в 3-ей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в 4-ой строке приводится фраза из 4-х значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в 5-ой строке- синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы. МОУ "Бабкинская СОШ" 16

Ученики. Любимые и разные. Дерзают, думают, шалят... Без них не хватает чего-то. Судьба. Учительница. Добрая, усталая. Встречает, ведет, выпускает. Морщинки в уголках глаз. Друг. МОУ "Бабкинская СОШ" 17

Кластеры - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде "грозди". Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутников. Звезда в центре - тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы. МОУ "Бабкинская СОШ" 18

маркировка текста значками по мере его чтения: "v" - уже знал "+" - новое "-" - думал иначе "?" - не понял, есть вопросы. Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки, а после этого заполняют таблицу, в которой значки будут заголовками ее граф. Инсерт МОУ "Бабкинская СОШ" 19

"V" поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете "-" поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете "+" поставьте на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым "?" поставьте на полях, если то, что вы читаете, непонятно или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу Инсерт (таблица) МОУ "Бабкинская СОШ" 20

Правила, как читать текст, сохраняя интерес к теме Ставьте значки по ходу чтения текста на полях. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно,количество значков увеличится. Следующим шагом может стать заполнение таблицы, количество граф которой соответствует числу значков маркировки. МОУ "Бабкинская СОШ" 21

Стратегии чтения "Чтение в кружок (попеременное чтение)". "Чтение про себя с вопросами". "Чтение про себя с остановками (методика чтения со слабочитающими)". "Чтение про себя с пометками". К стратегиям текстовой деятельност относятся стратегии "Чтение вслух" и "Чтение про себя". Их целью является управление процессом чтения, которое часто осуществляется с помощью вопросов. Существует ряд классификаций вопросов. Например, информационные закрытые вопросы начинаются с вопросительных слов: когда? кто? что? где? каким образом? сколько? как?-и требуют точного ответа из текста. МОУ "Бабкинская СОШ" 22

"Чтение вслух (попеременное чтение)" Текст учащиеся читают по очереди по абзацам. Задача - читать с пониманием, слушающие задают чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Имеется только одна копия текста, она передается следующему чтецу. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют. МОУ "Бабкинская СОШ" 23

"Чтение про себя с вопросами" Цель стратегии- научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более усложняющиеся вопросы. Ученик читает первый абзац информационного текста и задает вопросы. Остальные члены группы отвечают на них. Учащиеся читают про себя второй абзац. Работают в парах. Один задает вопросы, другой - отвечает на них. То же самое проделывается с четвертым абзацем. МОУ "Бабкинская СОШ" 24

"Чтение с остановками" Это эффективная стратегия, которая применяется при чтении различных типов текстов. Ее цель - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая ее с с реальным содержанием текста. МОУ "Бабкинская СОШ" 25