Т ЕХНИКА РЕЧИ.
Техника речи это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией.
Р ЕЧЕВОЙ АППАРАТ ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ОРГАНОВ ЧЕЛОВЕКА, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА РЕЧИ. О Н ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ НЕСКОЛЬКО ЗВЕНЬЕВ : дыхательные органы; органы речи пассивные это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. органы речи активные это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука; головной мозг.
1 твердое небо; 2 альвеолы; 3 верхняя губа; 4 верхние зубы; 5 нижняя губа; 6 нижние зубы; 7 передняя часть языка; 8 средняя часть языка; 9 задняя часть языка; 10 корень языка; 11 голосовые связки; 12 мягкое небо; 13 язычок; 14 гортань; 15 трахея.
Упражнение 1. Сделайте вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 задержите дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 выдох. Упражнение 2. Повторите задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, Упражнение 3. Произнесите скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжите на выдохе, насколько хватит воздуха: "Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и так далее".
Упражнение 4. Игры-соревнования: а) Кто дольше?: - прожужжит пчелой (ж-ж-ж-ж-ж); - прозвенит комаром (з-з-з-з-з); б) Кто больше?: - выпустит воздуха из проколотой шины (с-с-с-с-с); - задует свечей на именинном торте (ф-ф-ф-ф-ф).
Т РЕНИРОВКА ЯЗЫКА : Упражнение Цоканье. Кончик языка плотно прижат к альвеолам, затем толчком отрывается и перескакивает ближе к мягкому небу. При этом возникает щелчок, похожий на цоканье копыт. Повторить 8-10 раз.
Т РЕНИРОВКА ГОРТАНИ Упражнение. С любой громкостью произнесите поочередно звуки И - У (И-У-И-У-И-У) раз. Упражнение развивает подвижность гортани.
Сила голоса это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Высота голоса это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.
Р АЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА Прочитайте текст, меняя в зависимости от содержания силу голоса: Была тишина, тишина, тишина. Вдруг грохотом грома сменилась она! И вот уже дождик тихонько ты слышишь? Закрапал, закрапал, закрапал по крыше. Наверно, сейчас барабанить он станет. Уже барабанит! Уже барабанит!
И ЗМЕНЕНИЕ ВЫСОТЫ ГОЛОСА, ТО ЕСТЬ РАСШИРЕНИЕ ЕГО ДИАПАЗОНА Упражнение. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем спускайтесь вниз.
У ПРАЖНЕНИЕ. Р ИСУЙТЕ ГОЛОСОМ ЛИНИЮ ДВИЖЕНИЯ ПРЫЖКА В ВЫСОТУ :
Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ.
О ТРАБОТКА БЛАГОЗВУЧНОСТИ ГОЛОСА Упражнение. Добейтесь звонкости, собранности звука, произнося плавно и протяжно звук «М».
Полетность голоса это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости. Упражнение. Придумайте речевую ситуацию, когда разговор между двумя людьми должен происходить на значительном расстоянии и негромко. Продемонстрируйте эту беседу.
Подвижность голоса это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.
Упражнение. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали". Упражнение. Прочитайте стихотворение в заданном темпе: Еле-еле, еле-еле - - -(медленный темп) Завертелись карусели (медленный темп) А потом, потом, потом - - -(средний темп) Все бегом, бегом, бегом! - - -(быстрый темп) Все быстрей, быстрей, бегом, - - -(очень быстрый темп) Карусель кругом, кругом! - - -(очень быстрый темп) Тише, тише, не спешите - - -(средний темп) Карусель остановите (средний темп) Раз, два, раз, два - - -(медленный темп) Вот и кончилась игра (медленный темп)
Под тоном голоса подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи.
Упражнение. Произнесите фразу "Какая у него профессия" так, чтобы выразить: восхищение; сочувствие; презрение; пренебрежение; вопрос; зависть; вопрос-переспрос; удивление.
У ПРАЖНЕНИЕ. С ОЕДИНИТЕ РЕПЛИКИ ПЕРСОНАЖЕЙ И АВТОРСКИЕ СЛОВА : РепликиАвторские слова "Сашенька, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела..." с сожалением протянула она. "И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спрашивать?" сказала она тихо, но решительно. "Я на тебя нисколько не сержусь. Клянусь." кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками. "Я ни в чем не виновата!" сказала она веселым голосом. "Да-а-а, с тобой каши не сваришь..." сказала она кающимся голосом.
Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако, умение варьировать, при необходимости, скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».
Дикция это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.
Каждое из следующих упражнений необходимо повторить по несколько раз. проговаривайте «БЯ», положив язык на нижнюю губу; произносите звуки «АС», быстро высовывая и убирая язык за зубы; произносите несколько раз «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ»; для улучшения работы губ произносите «МБ», «ТВ», «БМ» и т.д.; сделайте губы трубочкой и тяните звук «М-М- М», затем улыбнитесь.
Упражнение. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее: Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.
Упражнение. Произнесите фразы, состоящие из одних ударных слогов, сначала медленно, затем быстро: В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск брызг блеск! Сто верст вскачь.
Работа по повышению уровня речевой культуры немыслима без усовершенствования речевого аппарата. Нельзя выступать перед слушателями, пережевывая текст, съедая начало и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Такая речь искажает смысл высказывания и производит неприятное впечатление. Работайте над своей речью.
«Самое важное в искусстве речи – это во-первых, произношение, во – вторых, произношение, и, в-третьих, произношение» Демосфен.
И СПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА : (© 2007 – 2012 «Техника речи»). (© 2006 – 2012 «МирСоветов.Ru»).