1 МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственный заказ как стимул развития конкуренции и повышения уровня транспортного обслуживания пассажиров Москва 2009
2 Показатели работы пассажирского комплекса дальнего следования Показатели работы пассажирского комплекса дальнего следования Отправление пассажиров, млн. чел.Пассажирооборот, млрд. пасс.км Рентабельность, %Ежегодные инвестиции, млрд. руб
3 к 2009 году к 2010 году Дальнее сообщение: 1. ОАО «РЖД»; 2. ФПД – филиал ОАО РЖД»; 3. Независимые перевозчики – владельцы инфраструктуры Пригородные перевозки: 1.ОАО «РЖД»; 2. Региональные пригородные компании Дальнее сообщение: 1. ОАО «РЖД»; 2. ОАО «ФПК»; 3. Независимые перевозчики – владельцы инфраструктуры Пригородные перевозки: 1. ОАО «РЖД»; 2. Региональные пригородные компании Дальнее сообщение: 1. ОАО «РЖД»; 2. ОАО «ФПК»; 3. Независимые перевозчики – владельцы Инфраструктуры; 4. Частные компании – перевозчики Пригородные перевозки: 1. Региональные пригородные компании; 2.Частные компании – перевозчики после 2011 года ВЕКТОР РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ
4 Основные направления реформирования пассажирского комплекса железнодорожного транспорта Снижение затрат на перевозки Повышение безопасности, доступности и качества услуг Формирование эффективной транспортной системы Совершенствование государственного тарифного регулирования Совершенствование правовых основ Формирование конкурентного рынка пассажирских перевозок в дальнем следовании Формирование конкурентного рынка пассажирских перевозок в пригородном сообщении
5 СРАВНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФПК -199,7 Размер EBIT ФПК в гг. до выделения субсидий Млрд.рублей в постоянных ценах Базовый без-кризисный сценарий Прогрессивный без-кризисный сценарий Кризисный сценарий -107, , До 2008 года – перекрестное субсидирование Начиная с 2010 года – полная компенсация выпадающих доходов
6 6 ФЗ от г. 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» ФЗ от г. 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Государственная политика в области железнодорожного транспорта (пассажирские перевозки по регулируемым тарифам) Государственная политика в области железнодорожного транспорта (пассажирские перевозки по регулируемым тарифам) ФЗ от г. 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» Статья 10. Способы размещения заказа 1. Размещение заказа может осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). 2. Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом Статья 10. Способы размещения заказа 1. Размещение заказа может осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). 2. Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом Статья 1. Основы функционирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации 3. Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из следующих принципов: устойчивость работы железнодорожного транспорта; доступность, безопасность и качество оказываемых услуг; развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта; согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации. Статья 1. Основы функционирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации 3. Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из следующих принципов: устойчивость работы железнодорожного транспорта; доступность, безопасность и качество оказываемых услуг; развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта; согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации. Удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках железнодорожным транспортом по регулируемым тарифам при оптимальном использовании бюджетных ассигнований Обеспечение доступности транспортных услуг в соответствии с платежеспособным спросом населения Гарантированный уровень качества Обязательность государственного регулирования цен (тарифов) Ясный и прозрачный механизм государственного заказа на организацию регулируемых перевозок Обеспечение доступности транспортных услуг в соответствии с платежеспособным спросом населения Гарантированный уровень качества Обязательность государственного регулирования цен (тарифов) Ясный и прозрачный механизм государственного заказа на организацию регулируемых перевозок ФЗ «Об организации железнодорожного пассажирского сообщения в Российской Федерации» (проект) ЦЕЛЬ ЗАКОНА – ЭФФЕКТИВНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК ПО РЕГУЛИРУЕМЫМ ТАРИФАМ НА ОСНОВЕ МЕХАНИЗМА ГОСЗАКАЗА
7 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ НЕ ВКЛЮЧАЕТ ДРУГИЕ МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ, ОРГАНИЗАЦИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОИНСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК –Рекомендации по организации работы исполнительных органов фонда по предоставлению гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (Письмо ФСС от 27 сентября 2005 г / ) –Правила предоставления в годах субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2007 г. 916) ПЕРЕВОЗКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ В (ИЗ) КАЛИНИНГРАД другие регионы РФ Калининград ПЕРЕВОЗКИ ГРАЖДАН, ВКЛЮЧЕННЫХ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕГИСТР ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ, К МЕСТУ ЛЕЧЕНИЯ И ОБРАТНО ФЗ от г. 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОИНСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК
8 Предмет государственного контракта – регулируемые пассажирские перевозки по маршруту (группе маршрутов) ЦЕЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере организации транспортного обслуживания населения ОАО «Федеральная пассажирская компания» Государственный контракт А * - ежегодное увеличение показателя устанавливается государством Государственный контракт Д Торги на право заключения контрактов … Альтернативные Организации Определение цены договора (Р) Собственные затраты перевозчика «Гарантированные» (ожидаемые) доходы перевозчика себестоимость на маршруте; уровень рентабельности, необходимый для расширенного воспроизводства перевозчика объем ваг-км (V) на маршруте; установленные тарифы (T) средний % использования вместимости* Рассчитываются по спецификациям регулируемых перевозок по маршрутам, выносимым на торги, с использованием финансово-экономической мастер- модели. Владельцем спецификаций и ФЭМ является Заказчик. (в т.ч. оператор «последней надежды» при расторжении контракта с альтернативной организацией) Существенные условия контрактов P – цена договора на выполнение Госзаказа V – объем ваг-км по типам вагонов в соответствии со спецификациями регулируемых перевозок T – регулируемые государством тарифы по типам вагонов Z – спецификации регулируемых перевозок по маршрутам Затраты на: Инфраструктуру Вокзалы Локомотивную тягу Развитие нормативного обеспечения гос. заказа по мере роста зрелости конкурентной среды рынка регулируемых перевозок Реестр маршрутов Спецификации перевозок по маршрутам (служебное расписание) Финансово- экономическая модель маршрута Другие элементы нормативного обеспечения гос. заказа Реестр маршрутов Спецификации перевозок по маршрутам (служебное расписание) Финансово- экономическая модель маршрута Другие элементы нормативного обеспечения гос. заказа непосредственно связанные с осуществлением перевозочной деятельности по контракту Определяются по новому прейскуранту Тарифы устанавливаются государством При установлении тарифов менее экономически обоснованного уровня государство компенсирует разницу Локомотивы с экипажем арендуются у ОАО «РЖД» Затраты на локомотивную тягу дифференцируются по сериям локомотивов (выбирается на основе принципа min необходимых эксплуатационных показателей для обеспечения перевозок по маршруту в соответствии со спецификацией)
9 ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ ОТ ВНЕДРЕНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА НА РЕГУЛИРУЕМЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ полная компенсация потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на пассажирские перевозки, и прекращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых перевозок; четкое разграничение прав и обязанностей участников регулируемых железнодорожных пассажирских перевозок в соответствии со сферами ведения и компетенциями; улучшение инвестиционного климата и развитие ГЧП в сфере регулируемых пассажирских перевозок; повышение мотивации к увеличению доходов и сокращению расходов; создание нормативной, методической и информационной базы для вывода управления регулируемыми пассажирскими перевозками на качественно новый уровень.
10 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!