Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей среды МПР России, Сопредседатель подгруппы по сближению политики в области охраны окружающей среды Диалога Россия – ЕС по окружающей среде
Последние изменения законодательства РФ в области охраны окружающей среды 1) Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. 232-ФЗ вступил в силу 1 января 2007 года. Данный закон внес изменения в более чем 40 законов, включая: - ФЗ «Об экологической экспертизе» (1995) - ФЗ «Об охране окружающей среды» (2002) - ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997) 2) Федеральный закон от 01 мая ФЗ (вступил в силу 17 мая 2007 г) Внесены изменения в ФЗ « О техническом регулировании» (2002) 3) Постановление Правительства РФ от 5 марта 2007 г. 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»
Система государственного управления в области ООС Правительство РФ Федеральная служба экологического, атомного и технологического надзора Министерство природных ресурсов РФ Департамент государственной политики в области охраны окружающей среды Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерство регионального развития РФ (в части координации государственной экспертизы проектной документации)
Изменения в области ГЭЭ и ОВОС - отмена процедуры ГЭЭ для всех ТЭО и проектов строительства и реконструкции, в том числе особо опасных объектов, объектов на территориях ООПТ; - отмена ГЭЭ для документов стратегического характера (нормативные правовые акты, программы, документация территориального планирования); - в состав документов, необходимых для проведения государственной экспертизы проектной документации, не включены материалы ОВОС – только перечень мероприятий по охране окружающей среды (в настоящее время готовится постановление Правительства РФ, конкретизирующее данный перечень).
Изменения в сфере технического регулирования Исключена необходимость разработки общего технического регламента об экологической безопасности Исключена обязательность учета общих требований экологической безопасности в разрабатываемых технических регламентов на продукцию и производственные процессы Регулирование вопросов экологической безопасности необходимо обеспечивать при разработке каждого технического регламента
Планируемые изменения законодательства Экологический кодекс РФ должен урегулировать отношения: - по охране окружающей среды, ее отдельных компонентов (природных объектов) от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности; - по использованию материалов, продукции, производственных и иных объектов, представляющих экологическую опасность; - по обращению с отходами производства и потребления; - связанные с учреждением и определением режима территорий с особым экологическим статусом, - связанные с реализацией прав граждан и общественных объединений на доступ к экологической информации, участие в принятии государственных решений, доступ к правосудию по экологическим вопросам.
Планируемые изменения законодательства (продолжение) ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и ФЗ «Об экологической экспертизе» - уточнение перечня объектов ГЭЭ, обязательность проведения ГЭЭ материалов, обосновывающих строительство, в том числе, особо опасных объектов и объектов на ООПТ; - обязательность разработки материалов ОВОС в составе проектной документации, представляемой на государственную экспертизу; - усовершенствование процедуры проведения ГЭЭ, и как следствие уменьшение сроков ее организации и проведения; - введение понятия стратегической экологической оценки; - приведение в соответствие положений Федерального закона «Об экологической экспертизе» с нормами правовых актов Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН), а также гармонизация с законодательством Европейского Союза
Планируемые изменения законодательства (продолжение) ФЗ «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» - экономическое стимулирование субъектов хозяйственной и иной деятельности к снижению негативного воздействия на окружающую среду - основное назначение платы - усиление природоохранной составляющей в деятельности хозяйствующих субъектов и органов государственного управления