Методика организации работы над учебным проектом
Словарь Проект – это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Из истории вопроса 20 – 30 годы ХХ века метод проектов внедрялся как универсальный метод обучения, направленный на всестороннее развитие личности учащихся. 90 – е годы ХХ века метод проектов рассматривается как целенаправленная деятельность учащихся направленная на решение значимой для них проблемы и получения конкретного результата.
Понятие проекта в образовательной деятельности Это задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы (самими учащимися или с помощью учителя, воспитателя, классного руководителя), когда результат самостоятельной деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих участников проекта.
Проект с точки зрения учащегося это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
Мотивы познавательной деятельности учащихся
Проект с точки зрения руководителя Интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определенной ситуации.
Возможные классификации проектов Виды проектов по конечному продукту учебные исследовательские другие По продолжительности От 1 урокаДо года По количеству участников индивидуальныегрупповые
Виды проектов по содержанию проекты монопредметныенадпредметныемежпредметные
Этапы работы над методом проектов 1 этап «погружение в проект» 2 этап «организация деятельности» 3 этап «осуществление деятельности» 4 этап «рефлексия» Проектный способ деятельности 5 этап «презентация результатов»
Степень активности – самостоятельности участников проектной деятельности РуководительУченик 1 этап 2, 3 и 4 этапы 4 этап
Мнение 56 % учащихся всех возрастов «Проект был интересен потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя»
Обеспечение учебного проекта Соответствие возрасту. Материально-техническое обеспечение. Информационное обеспечение Организационное обеспечение Учебно-методическое обеспечение Мотивация
Роль библиотекаря-педагога в проектной деятельности Помогает ученикам в поиске источников Сам является источником информации Координирует весь процесс Поддерживает и поощряет учеников Поддерживает непрерывную связь с детьми Организует представление результатов работы в различных формах
Самый интересный этап проекта
Понятие проекта в образовательной деятельности Это задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы (самими учащимися или с помощью учителя, воспитателя, классного руководителя), когда результат самостоятельной деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих участников проекта.
Проект – это … метод обучения содержание обучения форма организации учебного процесса Особая философия образования, философия цели и деятельности, философия результатов и достижений, философия, далекая от формирования сугубо теоретической образованности.
Понятие проекта в образовательной деятельности Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Проект с точки зрения руководителя Интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
Проект с точки зрения руководителя Проблематизации Целеполаганию и планированию деятельности Самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта) Презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов Поиску нужной информации Выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования Проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению)
Школа будущего – школа проектов?