Многоуровневая вариативная система повышения квалификации педагогов начальной школы в условиях реализации ФГОС начального общего образования: проблемы и перспективы Нижегородский институт развития образования
2 Стандарт общего образования Новая цель образования Новое методологическое основание Новое содержание образования Новые средства и технологии обучения Новые требования к субъектам образовательных отношений Новые требования к результатам образования
3 Система требований в стандарте общего образования Стандарт общего образования Требования к результатам Требования к условиям Требования к структуре основных образовательных программ Финансовые Информационные Кадровые Материально- технические
Профессионально- педагогические компетентности - специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины; - методическая компетентность в области способов организации образовательной деятельности ; - социально-психологическая компетентность в области процессов общения; - дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности учащихся; - психологическая компетентность в области собственной деятельности и саморазвития личности.
Проект концепции и содержания профессионального стандарта учителя - уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока). - владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков (проектная и исследовательская деятельность и т.п.) - использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников - уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля - обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе. - обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.
Специфика педагогического процесса в системе повышения квалификации - обучающиеся - взрослые люди, имеющие определенный профессиональный опыт, сложившиеся взгляды, в том числе и на цели, возможности, содержание, структуру современного образования; - основной ценностью современного непрерывного профессионального образования может считаться субъектная позиция педагога; - система повышения квалификации должна отличаться гибкостью, многоуровневостью и вариативностью; - необходимо взаимодействие всех структур, которые могут способствовать повышению квалификации педагогов.
7 Повышение квалификации специалистов начального образования Цели ТактическиеСтратегические Повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров для работы по новым ФГОС общего образования Непрерывное образование педагогических кадров, способных обеспечить духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся в соответствии с новыми ФГОС общего и профессионального образования, создание условий для самообразования педагогов
Требования к повышению квалификации педагога Повышение профессиональной компетентности педагога начального образования. Создание условий для успешной адаптации педагога к использованию обновленных подходов к обучению и воспитанию детей в соответствии с ФГОС. Обеспечение психологической и дидактической готовности учителя к этой деятельности.
Накопительная система повышения квалификации Модели повышения квалификации Классическая Проблемно- тематическая Каскадная Педагогические мастерские и мастер-классы Модульная Теоретико- технологи- ческая
Модели курсов повышения квалификации п/ п Модель курсов повышения квалификации Контингент (учителя) Формы промежуточного и итогового контроля 1. «Классическая» (квалификацион ные курсы) Модифицирован- ный вариант - каскадная модель Учителя, которые проходят подготовку к реализации стандарта в рамках квалификационных курсов «Теория и методика преподавания в начальных классах в условиях внедрения ФГОС». Реферат Проект урока (вариант проведения урока с учетом уровня обученности и обучаемости обучающихся; интегративное обоснование)
Модели курсов повышения квалификации п/п Модель курсов повышения квалификации Контингент (учителя) Формы промежуточного и итогового контроля 2. «Теоретико- технологическая» (квалификацион- ные курсы ) Педагоги, имеющие первую и высшую категории, стремящимися теоретически осознать изменения, происходящие в начальном образовании. «Психодидактические основы начального образования в условиях внедрения ФГОС» Проект урока (вариант проведения урока с учетом уровня обученнос- ти и обучаемости обучающихся; интегративное обоснова- ние). Анализ и аннотация журнальных статей; обсуждение в микрогруп- пах, презентация результатов обсуждения в группе. Составление и подбор тестовых материалов для детей.
Модели курсов повышения квалификации п/п Модель курсов повышения квалификации Контингент (учителя) Формы промежуточного и итогового контроля 3. «Проблемно- тематическая» (в УТП - проблемно- тематические семинары) Отдельные педагоги и команды специалистов одного образовательного учреждения к решению конкретной профессиональной задачи Курсы «Особенности развивающего обучения Л.В.Занкова в условиях модернизации начального образования» и др. Проект урока или занятия по внеурочной деятельности с теоретическим обоснованием
Модели курсов повышения квалификации п/п Модель курсов повышения квалификации Контингент (учителя) Формы промежуточного и итогового контроля 4. «Командная» Команда специалистов одного образовательного учреждения или одного муниципального образования: представители администрации, педагоги, специалисты, сопровождающие данный процесс (педагоги- психологи, воспитатели, логопеды и др.). межкафедральные курсы; лекции-диалоги; круглые столы; организация учебного сотрудничества; проектная деятельность Разработка программы образовательного учреждения или одного из ее направлений, социальных проектов, методических разработок, пакетов диагностических методик и т.п.
Модели курсов повышения квалификации п/п Модель курсов повышения квалификации Контингент (учителя) Формы промежуточного и итогового контроля 5. «Модульная» (квалификационные курсы) Педагоги начальных классов высшей и первой категории Квалификационные модульные курсы «Современные подходы к обучению и воспитанию младших школьников». Проект урока с теоретическим обоснованием Реферат с приложением проекта урока или компьютерной презентации по обобщению собственного опыта по выбранной проблеме
Модели курсов повышения квалификации п/п Модель курсов повышения квалификации Контингент (учителя) Формы промежуточного и итогового контроля 6. Накопительная система повышения квалификации (квалификационные курсы) Педагоги начальных классов высшей и первой категории «Повышение профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях введения ФГОС» Анализ вебинаров Проект урока с теоретическим обоснованием Реферат с приложением проекта урока или компьютерной презентации по обобщению собственного опыта по выбранной проблеме
Модели курсов повышения валификации п/п Модель курсов повышения квалификации Контингент (учителя) Формы промежуточного и итогового контроля 7. Педагогические мастерские и мастер-классы Педагоги высшей и первой категории, педагоги- экспериментаторы «Гуманно-личностный подход к младшим школьникам в учебно- воспитательном процессе» «Развитие личности младшего школьника в системе развивающего обучения Л.В.Занкова» «Развитие речевой идентичности у младших школьников в условиях введения ФГОС» Программы совместной деятельности образовательного учреждения, семьи и общественности Анализ и обобщение диагностических методик Анализ содержания разработок классных часов, лекториев, семинаров для педагогов и родителей. Презентации, проекты урока или внеклассного мероприятия по реализации задач начального образования
Мы имеем дело с изменяющимся человеком в меняющемся мире. Изменения, а не стабильность являются нормой. А.Роджерс
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Профессионально- педагогическая компетентность - смысловой аспект, включающий адекватность осмысления ситуации в более общем культурном контексте, то есть в контексте имеющихся культурных образцов понимания, отношения, оценки; -проблемно-практический, обеспечивающий адекватность распознания ситуации, адекватную постановку и эффективное выполнение целей, задач, норм в данной обстановке; -коммуникативный, фокусирующий внимание на адекватном общении в ситуациях культурного контекста и по поводу таких ситуаций с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия. (Н.Розов)