Двухуровневая модель мониторинга метапредметных результатов Имакаев Виктор Раульевич, д. ф. н., заведующий кафедрой образовательных технологий высшей школы ПГНИУ
Название проекта « Научно - методическое обеспечение образовательного процесса и двухуровневой модели мониторинга метапредметных результатов учащихся основной школы при переходе на ФГОС второго поколения »
Задачи проекта 1) Информировать педагогические коллективы общеобразовательных учреждений о двухуровневой модели мониторинга метапредметных результатов в основной школе. 2) Разработать, частично апробировать и описать фрагменты ( модули ) институциональной модели оценивания метапредметных результатов учащихся основной ступени образования в образовательных учреждениях Пермского края ; 3) Разработать и частично апробировать модель проведения краевой метапредметной олимпиады для учащихся основной школы.
Что уже было сделано Разработаны и апробированы инновационные образовательные практики, направленные на достижение МР (2011) Разработаны и частично апробированы элементы системы оценивания МР (2012) Материалы размещены на сайте meta.psu.ru
Методология оценки Выбор результата Конкретизация результата Конструирование объектов оценивания Разработка критериев оценивания Разработка процедуры оценивания
Снова о том, почему это важно МР должны стать понятны ученику. Он должен понимать, что он развивается ( растет, например, его способность к публичному выступлению ). Освоение МР приводит к тому, что ученик начинает осознавать себя субъектом образовательного дела.
Двухуровневая модель мониторинга Институциональный уровень ( ОО ) « ученик научится …» « ученик получит возможность научиться …» Региональный уровень ( сеть, муниципалитет, регион )
1) Институциональный уровень Уровень функциональной грамотности. На данном уровне процедуры мониторинга должны носить массовый характер, позволяющий оценивать степень достижения метапредметных результатов для всех учащихся. Определяется школой, но соотносится с унифицированными процедурами оценивания регионального, российского уровней ( мониторинги « Эврики » и т. д., метапредметные олимпиады и конкурсы )
Региональный ( муниципальный ) уровень Уровень высоких достижений. На данном уровне процедуры мониторинга должны носить конкурсный, индивидуализированный характер, позволяющий оценивать наивысшую степень достижения метапредметных результатов лучшими учащимися. Определяется регионом ( муниципалитетом ). Особенности содержания заданий : креативный характер, сложность
Модуль оценивания МР Подраздел основной образовательной программы школы, в котором описаны процедуры, критерии оценки одного МР в двух - трех параллелях. модуль оценивания МР Процедура оценивания 1 Процедура оценивания 2 Процедура оценивания 3
Сетевые проектные сообщества Для разработки и апробации модулей оценивания МР создаются сообщества образовательных учреждений ( организаций ). В рамках каждого сообщества проводятся проектные семинары, вебинары, консультации, направленные на разработку одного модуля.
Например Модуль « Мониторинг смыслового чтения в 5-7 классах ». В рамках сообщества разрабатываются процедуры и критерии оценивания одного из аспектов смыслового чтения. Каждая из школ разрабатывает один элемент, например, для 5 класса, а апробирует минимум два элемента.
Направления работы сетевых проектных групп ( в рамках одного направления м. б. разработано 1-2 модуля ) 1) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач ( В. Ю. Кирюхин ); 2) смысловое чтение : смысловое свертывание, интерпретация и преобразование, оценка информации ( О. С. Таизова ); 3) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками ; работать индивидуально и в группе : находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов ( М. А. Мансветова ); 4) умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение ( В. Р. Имакаев ); 5) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей ; планирования и регуляции своей деятельности ; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью ( Р. А. Губайдуллин ).
Метапредметная олимпиада Участники олимпиады – учащиеся ОО, вошедших в проект (7-8 классы ). Олимпиада проводится на базе выездного профильного метапредметного лагеря.
Метапредметный лагерь Система краткосрочных метапредметных курсов по выбору, которые ведут учителя школ. Семинары для педагогов : рефлексия результатов апробации модулей, рекомендации по доработке. Конкурсные испытания для детей ( возможно участие педагогов ). Региональная научно - практическая конференция.
Примерная номенклатура олимпиадных испытаний Интерпретация текстов Аргументация в дискуссии Моделирование и конструирование Публичное выступление Учебное сотрудничество
Условия проведения олимпиады База – санаторий - профилакторий « Уральские зори », г. Чайковский. Проживание педагогов бесплатно. Проживание детей – около Возможна компенсация за счет МО ПК.
График работы До 15 сентября – заявки образовательных учреждений на участие в проекте сентября – проектные семинары Сентябрь – октябрь – разработка и апробация модулей ( по сетевым проектным группам ) ноября – лагерь, олимпиада, конференция.
Что должна сделать образовательная организация в рамках проекта Определиться с направлением, модулем, элементом разработки (1 школа - 1 направление ) Разработать один элемент. Апробировать минимум два элемента модуля. Принять участие в метапредметной олимпиаде (1 педагог, 4-5 детей ) и конференции. Педагог разрабатывает и проводит один метапредметный краткосрочный курс (6 часов ).
Что нужно сделать на семинаре сегодня ? Примерить на себя участие в проекте Конкретизировать собственное участие ( в каком проектном сообществе, какой модуль, элемент будет разрабатываться ). Заявиться об участии в проекте ( предварительная заявка ) Обсудить свои предложения с руководителем семинара.
ТЗ для участников семинара сентября в Перми 1. Окончательно определить в какой сетевой группе, в каком модуле будет работать команда. 2. Подготовить предложения по конкретизации последовательно развертывающихся образовательных результатов в рамках выбранного модуля на 2-3 параллели ( от 3 до 5 процедур оценивания ). 3. Определить, какой элемент модуля для каких параллелей будет разрабатывать команда. Более детально конкретизировать МР для данного модуля, определить продукт оценивания, разработать критерии оценки выбранного МР.