Техника исследовательского поиска ( из опыта работы)
«6. Стандарт направлен на обеспечение : условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья …»
«7. В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности…»
«Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.»
Конкретные рекомендациями по методике организации игр-исследований с обучающимися начальной школы В практике работы с младшими школьниками нередко используются индивидуальные и коллективные игры. Среди них есть такие, которые позволяют активизировать исследовательскую деятельность ребенка, освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Эти игры рассчитаны на учеников начальной школы. Однако, как показывает опыт, после небольшой модернизации, они могут проводиться с подростками и даже со старшими школьниками. Каждая игра-исследование состоит из двух этапов: тренировочных занятий и самостоятельного исследования.
Первый этап тренировочные занятия Для знакомства ребят с методикой проведения учебных исследований понадобится два- три фронтальных тренировочных занятия с классом. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения исследования.
Для проведения тренировочных занятий понадобятся карточки с символическими изображениями методов исследования: «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент» и др.
На листах картона надо изобразить «темы» будущих исследований. Для этого стоит наклеить на картон изображения животных, растений, зданий и т.д.
После того как ребята разместятся, учителю необходимо объявить, что сегодня дети будут учиться проводить самостоятельные исследования, что им предстоит выполнять работу, которую делают взрослые ученые.
Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы учителю необходимы два «добровольца-исследователя» из числа учеников. Они определяют тему своего исследования. Для того чтобы ученики «добровольцы» смогли это сделать, им нужно предложить заготовленные заранее карточки с изображениями различных «тем» исследований.
К примеру, дети выбрали тему «попугай». Учителю необходимо объяснить юным исследователям, что их задача заключается в подготовке небольшого сообщения о попугае. Но для того чтобы сделать такое сообщение, надо собрать всю доступную информацию об этой птице и обработать ее. Как это можно сделать? Естественно, что для детей сбор информации представляет собой новое сложное дело. Поэтому им надо сказать, что существует много способов получения необходимых данных. Учитель должен предлагать использовать только те из них, которые известны и доступны детям. А значит, очень важно, чтобы педагог побудил учеников к размышлению о том, какие источники информации они знают. Начать следует с обычных вопросов, например: «Что мы должны сделать перед тем, как начнем собирать информацию?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?». Отвечая на такие вопросы, ребята предлагают самые разные варианты действий. Однако учителю необходимо подвести их к мысли, что начинается исследование с обдумывания, какая информация необходима исследователю. После того как ребята поняли это, на стол выкладывается карточка с символом, обозначающим действие «подумать».
Следующий вопрос, который нужно задать ученикам, звучит так: «Где мы можем узнать что-то о попугае?». Отвечая на него, ребята постепенно выстраивают линию из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «провести эксперимент», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «получить информацию из сети Интернет» и др. Следует понимать, что набор используемых методов исследования зависит от ваших реальных возможностей.
Сбор информации Разложенные на столе карточки с символическими изображениями методов сбора информации есть не что иное, как план исследования. Важно объяснить ученикам, что собранные данные лучше сразу зафиксировать, чтобы они не были забыты. Сделать это технически несложно. Надо раздать учащимся ручки и маленькие листочки бумаги, а также цветные карандаши или фломастеры. Целесообразно показать ребятам как ручкой или фломастером сделать на маленьком листочке краткую запись, схему или рисунок. Учителю необходимо быть готовым к тому, что умение письменно фиксировать информацию у ребят развито довольно слабо. Не следует огорчаться. По мере участия в занятиях потребность в этом у школьников будет возрастать, а вместе с ней будет расти и мастерство краткого выражения найденных сведений и идей.
Организуя сбор информации, учителю следует помнить, что у младшего школьника способность концентрировать внимание еще недостаточно развита. Поэтому данную работу не стоит затягивать. Если какой-то из методов исследования не принес результата не стоит акцентировать на нем внимание. Помогите ребятам сгруппировать то, что они уже получили. Очень важно поддерживать темп исследования, чтобы у учеников создалось ощущение работы «на одном дыхании».
Сообщение по результатам исследования Как только информация обобщена, следует начать подготовку сообщения по теме исследования. Первый такой доклад обычно не бывает долгим, но с приобретением исследовательского опыта ученики собирают все больше информации. Поэтому со временем доклады становятся более глубокими, развернутыми и обстоятельными. После выступления исследователей надо обязательно устроить обсуждение их доклада. Необходимо предоставить слушателям возможность задать вопросы. Важно не забыть похвалить исследователей за работу, особенно отметив то, что у них получилось очень хорошо. Первое занятие на этом можно считать законченным. Важнейшим его результатом стало знакомство с общей схемой исследовательской деятельности. Теперь им предстоит долгий, но увлекательный процесс совершенствования своих исследовательских навыков в ходе самостоятельных исследований.
Заслушать все доклады на одном занятии сложно. Ведь надо не только дать ученику возможность высказаться, но и ответить на вопросы. Поэтому надо учить ребят говорить кратко и точно, рационально использовать время, отводимое на выступление.
Подчеркну еще раз, что изложенная выше педагогическая технология может быть использована на уроках по каждой учебной дисциплине. Но она способна принести больший эффект, если: применяется на специальных занятиях по развитию детского мышления, которые обычно ведут школьные психологи; реализуется в ходе различных внеклассных мероприятий.
Эти специальные занятия и внеклассные мероприятия дают большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ученика начальной школы, расширяют его кругозор. Они создают условия для активного, самостоятельного исследования самых разных проблем.
ЭТО важно Важно также учитывать, что выполнять исследования ученики могут не только индивидуально. Для развития творческих и коммуникативных способностей полезны исследовательские работы, которые ребята делают вдвоем или втроем. Безусловно, в этом случае могут возникнуть особые трудности, связанные с установлением контактов между учащимися. Однако при организации парной или групповой исследовательской деятельности школьников учителя получают дополнительные воспитательные возможности, которых лишена самостоятельная индивидуальная работа.