1 Методика проведения аккредитационной экспертизы соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам в 2013/2014 учебном году (для общеобразовательных учреждений) Маслов Сергей Геннадьевич, начальник отдела государственной аккредитации и контроля качества управления по контролю и надзору по контролю и надзору в сфере образования
2 Государственная аккредитация образовательной деятельности общеобразовательной организации проводится аккредитационным органом (министерство образования Нижегородской области), осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования Министерство образования Нижегородской области принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации по результатам аккредитационной экспертизы образовательной деятельности в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы Предметом аккредитационной экспертизы образовательной деятельности является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам общего образования федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (ФГОС) и (или) федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования до истечения срока реализации (ФКГОС) В проведении аккредитационной экспертизы участвуют эксперты, имеющие необходимую квалификацию в области заявленных для государственной аккредитации основных образовательных программ, и (или) экспертные организации, соответствующие установленным требованиям
3 Правило принятия решения по аккредитационной экспертизе содержание и качество подготовки обучающихся соответствует ФГОС (ФКГОС), если эксперты установили соответствие требованиям ФГОС (ФКГОС) всех пяти показателей оценки содержания и качества подготовки обучающихся в случае установления несоответствия требованиям ФГОС (ФКГОС) одного из пяти показателей, содержание и качество подготовки обучающихся в целом не соответствует ФГОС (ФКГОС)
4 Показатели содержания и качества подготовки обучающихся Показатель 1 Соответствие содержания основной образовательной программы начального общего образования требованиям ФГОС и (или) соответствие содержания начального, основного, среднего общего образования требованиям ФКГОС Показатель 2 Результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и (или) результативность образовательной деятельности на ступенях начального, основного, среднего общего образования Показатель 3 Оценка учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса Показатель 4 Оценка кадрового обеспечения образовательного процесса Показатель 5 Оценка материально-технического обеспечения образовательного процесса
5 Показатель 1 Соответствие содержания основной образовательной программы начального общего образования требованиям ФГОС и соответствие содержания начального общего образования требованиям ФКГОС (4 класс) Максимальное количество баллов по показателю – 16 баллов 1.1.Соответствие структуры основной образовательной программы начального общего образования (ООП) требованиям ФГОС НОО 2 балла – соответствует 1 балл – разделы ООП представлены не в полном объеме 0 баллов – не соответствует 1.2.Соответствие заявленных для государственной аккредитации общеобразовательных (учебных) программ лицензии на право ведения образовательной деятельности 2 балла – соответствует 0 баллов – не соответствует 1.3.Соответствие действующего учебного плана ОУ основной образовательной программе начального общего образования образовательной организации и ФБУП (для 4 класса) 2 балла – соответствует 0 баллов – не соответствует 1.4. Соответствие максимального объема аудиторной учебной нагрузки требованиям СанПиН 2 балла – соответствует 0 баллов – не соответствует
6 Показатель 1 Соответствие содержания основной образовательной программы начального общего образования требованиям ФГОС и соответствие содержания начального общего образования требованиям ФКГОС (4 класс) Максимальное количество баллов по показателю – 16 баллов 1.5.Соответствие количества часов, отведенных на изучение каждого учебного предмета, учебным программам 2 балла – соответствует 0 баллов – не соответствует 1.6. Соответствие организации внеурочной деятельности ФГОС НОО 2 балла – соответствует 1 балл – модель внеурочной деятельности ООП не согласуется в практической деятельности 0 баллов – не соответствует 1.7.Содержание программ, курсов внеурочной деятельности, их соответствие направлениям развития личности 2 балла – соответствует 1 балл – структура программ, курсов представлены не в полном объеме 0 баллов – не соответствует 1.8.Учет образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) при формировании учебных планов и планов внеурочной деятельности 2 балла – осуществляется ежегодно и имеет практическое исполнение 1 балл – изучено, но не удовлетворяется по объективным причинам 0 баллов – отсутствует
7 Показатель 2 Результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и результативность образовательной деятельности на ступени начального общего образования Максимальное количество баллов по показателю – 5 баллов 2.1. Уровень базовой подготовки обучающихся 4-х классов 3 балла – результат тестирования по каждому предмету отдельно (по решению аккредитационного органа) не менее критериального значения: не менее 50% обучающихся, выполнившие не менее 50% заданий 0 баллов – результат тестирования менее критериального значения по одному из предметов 2.2. Результаты освоения ООП: личностные, метапредметные достижения обучающихся (1-3 классы) 1 балл – изучаются ежегодно и имеют практическое использование 0,5 баллов – изучаются, но носят эпизодический характер 0 баллов – отсутствуют 2.3. Результаты реализации программ, курсов внеурочной деятельности 1 балл – динамика развития внеурочной деятельности положительна 0,5 баллов – изучаются, но носят эпизодический характер 0 баллов – отсутствуют
8 Показатель 3 Оценка учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса Максимальное количество баллов по показателю – 8 баллов 3.1.Обеспечение образовательного процесса учебниками и учебными пособиями 2 балла – обеспеченность учебниками составляет 100% (бюджетные средства) 0 баллов – обеспеченность учебниками составляет менее 100% 3.2. Соответствие учебно- методических комплексов в образовательном процессе ООП 2 балла – соответствует 0 баллов – не соответствует 3.3. Использование ИКТ, доступность информационных образовательных электронных ресурсов 2 балла – в наличии и используется в деятельности библиотека электронных образовательных ресурсов для начальных классов, выход в Интернет 1 балл – имеются в наличии, но не используются системно 0 баллов – отсутствует 3.4. Предоставление услуг в электронном виде 2 балла – предоставляются в полном объеме 1 балл – предоставляются в тестовом режиме 0 баллов – не предоставляются
9 Показатель 4 Оценка кадрового обеспечения образовательного процесса Максимальное количество баллов по показателю – 10 баллов 4.1.Доля педагогов с высшим и (или) средним профессиональным образованием, или прошедших соответствующую переподготовку 2 балла – данная категория работников составляет 100% 0 баллов – данная категория работников составляет менее 100% 4.2. Доля педагогических работников, прошедших аттестацию за последние 5 лет 2 балла – аттестовано 100% педагогов из числа подлежащих аттестации 0 баллов – аттестовано менее 100% педагогов из числа подлежащих аттестации 4.3. Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации за последние 5 лет 2 балла – за последние пять лет 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации 0 баллов – за последние пять лет менее 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации 4.4. Соответствие базового образования учителей профилю преподаваемых учебных предметов, курсов 2 балла – 100% учителей ведут учебные предметы в соответствии с базовым педагогическим образованием и прошли курсы ПК по совмещаемым предметам 0 баллов – менее 100% учителей ведут учебные предметы в соответствии с базовым педагогическим образованием и прошли курсы ПК по совмещаемым предметам 4.5. Укомплектованность педагогическими кадрами 2 балла – на начало учебного года нет вакансий по тарификации 1 балл – на начало учебного года имеется вакансия, но учебные часы перераспределены 0 баллов – имеется вакансия, учебный предмет не ведется
10 Показатель 5 Оценка материально-технического обеспечения образовательного процесса Максимальное количество баллов по показателю – 2 балла 5.1. Соответствие оборудования учебных кабинетов требованиям ФГОС 2 балла – соответствует федеральным требованиям в полном объеме 1,5 балла – соответствует федеральным требованиям, но используется не в полном объеме 1 балл – соответствует федеральным требованиям частично 0 баллов – не соответствует
11 Показатель 1 Соответствие содержания основного общего образования требованиям ФКГОС Максимальное количество баллов по показателю – 20 баллов Показатель соответствует, если набрано не менее 50% от максимально возможного количества баллов для общеобразовательных учреждений, и не менее 80% от максимально возможного количества баллов для общеобразовательных учреждений, реализующих программы профильного и углубленного изучения 1.2.Соответствие действующего учебного плана ОУ ФБУП 2 балла – соответствует 0 баллов – не соответствует 1.9.Учет образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) при формировании учебных планов и планов внеурочной деятельности 2 балла – осуществляется ежегодно и имеет практическое исполнение 1 балл – изучено, но не удовлетворяется по объективным причинам 0 баллов – отсутствует Функционирование системы государственно-общественного управления 2 балла – система создана и функционирует 1 балл – система на стадии становления 0 баллов – отсутствует
Экспертное заключение по результатам экспертизы деятельности общеобразовательного учреждения в ходе государственной аккредитации Полное наименование ОУ___________________________________________________ Место нахождения__________________________________________________________ Показатель УКАЗАННЫЙ В ПРИКАЗЕ и ПЛАНЕ-ЗАДАНИИ Критерий показателя УКАЗАННЫЙ В ПРИКАЗЕ и ПЛАНЕ-ЗАДАНИИ Оценка СООТВЕТСТВУЕТ/НЕ СООТВЕТСТВУЕТ Эксперт ________________________ ________________________ (подпись) (ФИО) «______» _______________20____ г. С результатом экспертизы ознакомлен (а). Руководитель ОУ __________________ ________________________ (подпись) (ФИО) «______» _______________20____ г.
Приложение к экспертному заключению ______________________________________ (полное наименование ОУ) ЗАМЕЧАНИЯ ПО ОЦЕНИВАНИЮ КРИТЕРИЯ: ОФОРМЛЯЕТСЯ ВСЕГДА, ЕСЛИ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ МЕНЬШЕ МАКСИМАЛЬНО УСТАНОВЛЕННОГО ОСОБОЕ МНЕНИЕ: ОФОРМЛЯЕТСЯ, ЕСЛИ ЭКСПЕРТ хочет отметить то, что - Требует особого комментария - Выходит за рамки экспертизы - Требует внимания МО НО или Учредителя ОУ Эксперт ________________________ ________________________ (подпись) (ФИО) «______» _______________20____ г. С результатом экспертизы ознакомлен. Руководитель ОУ __________________ ________________________ (подпись) (ФИО) «______» _______________20____ г.
14 ДОКУМЕНТЫ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ 1.Заявление Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 сентября 2012 года 729 "Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации и о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации" 2. Копия устава ОУ (заверенная нотариально или с представлением оригинала) 3. Копия положения о филиале ОУ (заверенная нотариально или с представлением оригинала) 4. Копии учебных планов по всем образовательным программам, заявленным к государственной аккредитации 5. Копия платежного поручения об уплате государственной пошлины за государственную услугу 6. Опись представленных документов (
15 Общественная аккредитация – признание соответствия уровня осуществляющей образовательную деятельность организации критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций (ч.1, 2 ст. 96 Закона 273-ФЗ) Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ – признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля (ч. 4 ст. 96 Закона 273-ФЗ) Сведения об имеющейся у организации общественной аккредитации, профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации Общественная и профессионально-общественная аккредитация проводятся на добровольной основе 4. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и профессионально- общественная аккредитация образовательных программ
16 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОТДЕЛ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КОНТАКТНЫЕ ТЕЛ./ФАКС (