Старовойтова Ольга Александровна МКОУ СОШ с.п.п. Звездный Учитель биологии – химии Старовойтова Ольга Александровна МКОУ СОШ с.п.п. Звездный Учитель биологии – химии
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники. Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники. Цель: Знакомство с основными праздниками и обрядами казачества. Задачи: познакомить воспитанников с традиционным народным календарем и основными знаменательными праздниками, важнейшими обрядами и обычаями русского народа; воспитывать уважение к культурному и традиционному наследию русского народа; воспитывать умение вести совместную деятельность в форме общения на основе доброжелательности; развивать интерес к культуре и традициям наших предков. Цель: Знакомство с основными праздниками и обрядами казачества. Задачи: познакомить воспитанников с традиционным народным календарем и основными знаменательными праздниками, важнейшими обрядами и обычаями русского народа; воспитывать уважение к культурному и традиционному наследию русского народа; воспитывать умение вести совместную деятельность в форме общения на основе доброжелательности; развивать интерес к культуре и традициям наших предков.
В этот день молятся: «Батюшка Покров! Покрой избушку теплом, а хозяйку добром!» Топили печь и шли за дожиночным снопом тем, что был сжат последним. Его хранили в переднем углу, под божницей, так как верили, что последний сноп хранит силу со всего сжатого поля. На Покров этим снопом кормили домашнюю скотину. В этот день девушки молились о хороших женихах.
В православии Параскева-пятница заменила старорусскую богиню Мокошь, которая покровительствовала земле, воде, браку, прядению и ткачеству. Этому женскому божеству был посвящен свой день пятница. В этот день устраивались «льняные смотрины» женщины и девушки выносили на улицу напоказ обработанный лен, угощали друг друга пшенной кашей, заправленной свежим льняным маслом. В православии Параскева-пятница заменила старорусскую богиню Мокошь, которая покровительствовала земле, воде, браку, прядению и ткачеству. Этому женскому божеству был посвящен свой день пятница. В этот день устраивались «льняные смотрины» женщины и девушки выносили на улицу напоказ обработанный лен, угощали друг друга пшенной кашей, заправленной свежим льняным маслом.
Это день накануне Рождества Христова. В сочельник разговляются сочивом или кутьей, то есть взваром из рисовых, пшеничных или же ячменных зерен с медом, сушеными ягодами и фруктами, а также блинами, оладьями медовыми, пирогами постными, пряниками в форме звезды. В этот вечер первая вечерняя звезда на небе была своего рода знаком, когда начиналось исполнение разных рождественских обычаев. Первыми в рождественский вечер появляются колядовщики. Это группы детей, которые, объединившись, ходят от дома к дому с исполнением колядок. В колядках дети желали богатого урожая. Такой же обычай повторялся на Новый год.
В XIX в. в семьях более или менее состоятельных горожан но не у всех стало принято в рождественский сочельник зажигать елку. Рождественская елка пришла к нам на Русь во времена Петра I. Тогда же, в 1700 г., было установлено считать началом нового года 1 января, а не 1 сентября, как было раньше. Рождественская елка к нам, как и в другие европейские страны, пришла из Германии, где на Рождество в XIV в. было перенесено начало года. Вечная зелень ели была символом вечной, обновляющейся жизни. В России рождественские елки поначалу устанавливались только на главных городских площадях. Елки в том виде, как мы их знаем теперь (украшенные свечами, игрушками, сладостями, фруктами), появились в Германии лишь в конце XVIII в. В качестве детского празднества рождественская и одновременно новогодняя елка в России известна с начала XIX в. Но это был праздник лишь для детей из состоятельных семей. Дети из простых семей этого праздника не знали.
Утром и днем в первый день нового года повсюду в России исполнялись благопожелания и величания колядки, авсеньки, таусеньки, виноградья. За исполнение величаний детям дарили вкусную еду, в том числе вареные свиные ножки. Свиные ножки высоко ценились подростками из-за косточек лодыжек, которые называют бабками. Игра в бабки в канун и в первые дни нового года некогда имела священный смысл, поскольку в древности предполагала обращение к небесным светилам. Время от Нового года до Крещения воспринималось как время чудес, гаданий, ряжений, игр, представлений. Утром и днем в первый день нового года повсюду в России исполнялись благопожелания и величания колядки, авсеньки, таусеньки, виноградья. За исполнение величаний детям дарили вкусную еду, в том числе вареные свиные ножки. Свиные ножки высоко ценились подростками из-за косточек лодыжек, которые называют бабками. Игра в бабки в канун и в первые дни нового года некогда имела священный смысл, поскольку в древности предполагала обращение к небесным светилам. Время от Нового года до Крещения воспринималось как время чудес, гаданий, ряжений, игр, представлений.
Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются «Орешки» или «В жребий». Специально для игры пеклось очень много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без исключения в руках было много орешков, а также настроение счастливой удачи, прибытка.
Масленица это время блинов, оладий, сырников, хворостов, пирогов, пышек и т. д. Все эти лакомства первыми получали дети. Порой на детей, получивших первый блин, возлагался особенно ответственный обряд: с первым блином весна закликалась. Знаменита была Масленица своими кулачными боями. И опять- таки, прежде чем удальцы из взрослых сойдутся стенка на стенку с удальцами из другой команды, первыми на середину круга выходили подростки и затевали рукопашный бой с полным соблюдением правил игры (лежачего не бьют, можно бить до синяков, но не до крови). Кульминация праздника костры. Пока горел костер, кричали: «Молоко сгорело!» или «Масленица сгорела, в Ростов полетела!». Костры разводили ближе к сумеркам. Едва раздавались звуки вечернего благовеста, веселье прекращалось. Впереди был особый вечер, который дал название всему этому дню, Прощеное воскресенье. По обычаю, все «прощались», то есть просили прощения друг у друга. Люди этим как бы очищались от вольных и невольных обид. В Прощеное воскресенье крестники обязательно посещали крестных отца и мать. Было принято друг другу дарить пряники, коврижки, медовики.
22 марта, в день весеннего равноденствия, не было такого уголка в России, где бы не пеклись жаворонки, чувильки и другие печенья в форме птиц. В Каргополье 22 марта называют тетерочным днем: детям пекли тетерок хрупкое, как кружево, печенье с узорами. В православии день 22 марта посвящен Сорока мученикам, поэтому в народе его называют Сороками. Говорят, что на Сброки из-за моря прилетают сорок птиц вешних. Повсюду в этот день дети песенками, закличками и печеными жаворонками призывали приход весны.
Это большой праздник, который празднуют в субботу и воскресенье за неделю до Пасхи. Вербница стала своего рода детским праздником с обязательным посещением вербного базара. В Москве такой базар устраивался на Красной площади. Здесь детям покупали красочно оформленные ветки вербы, яркие бумажные цветы, красные шары, искусные игрушки, свистульки и дудки, сладости. Из старинных традиций и сейчас еще сохраняется обычай рано утром в Вербное воскресенье слегка стегать детей для здоровья освященной веткой вербы.
Пасху называют в православии праздником праздников. Пасха самый большой христианский праздник. Встречая ее, все, кто только мог, отправлялись на полунощницу и крестный ход. После этого семьями встречали восход солнца, наблюдая, как оно «играет». Символ Пасхи крашеное яйцо. Поэтому начиная с Пасхи и вплоть до Троицкой недели, то есть в течение времени, когда сеяли зерновой хлеб, а затем наблюдали, как начинала колоситься озимая рожь, зацветали луга и поля, разрешались игры с крашеными яйцами красными (пасхальными), желтыми (покрашенными на весенний Егорьев день 6 мая) и зелеными (троицкими). Крашеные яйца катали по земле и озимям, подбрасывали повыше вверх, били острыми концами. Все эти игры являются отражением верований и магических приемов, цель которых способствовать возрождению и расцвету природы.
Красная горка
В христианстве в это время празднуется Рождество Иоанна Предтечи (24 июня), поэтому праздник называют Ивановым днем (в православии его отмечают 7 июля). Верили, что в ночь «на Ивана» природа открывает человеку свои сокровенные тайны и силы, клады и чудесные свойства цветущего мира. Собирать травы русские считали столь важным занятием, что в большинстве мест Иванов день называют Иваном Травником, Иваном Травным, Иваном Цветным, реже Иваном Купалой.
Обрядами жизненного цикла называют праздники, обычаи, традиции, которые сопровождают человека по всем ступенькам его жизненного пути, начиная с рождения. Рождение ребенка это очень большое событие в жизни людей. Оно считалось столь важным, что в старину верили: когда рождается ребенок, на небе зажигается новая звездочка; звезда появляется над тем местом, где он родился, и гаснет или падает в момент его кончины. У казаков при рождении мальчика дед и отец стреляли из ружей, тем самым давая знать станичникам, что родился воин, защитник границ Отечества.
Христианское таинство крещения означало вход ребенка в мир. С христианской точки зрения благодаря крещению совершается глубочайшая тайна: единение человеческого и божественного в обновленной жизни крещаемого. Важнейший момент крещения наречение имени. У русских имя крещаемому дается по православным святцам. Таким образом, какой-либо святой (святая) становится небесным покровителем и заступником крещаемого. Когда крестят детей, малышу выбирают восприемников крестного отца и крестную мать. Именно им доверяют принести младенца в церковь, им на руки священник передает его из купели, уже окрещенного. Это ответственное событие доверялось людям, наиболее близким семье ребенка, которым в случае необходимости можно доверить его воспитание. Христианское таинство крещения означало вход ребенка в мир. С христианской точки зрения благодаря крещению совершается глубочайшая тайна: единение человеческого и божественного в обновленной жизни крещаемого. Важнейший момент крещения наречение имени. У русских имя крещаемому дается по православным святцам. Таким образом, какой-либо святой (святая) становится небесным покровителем и заступником крещаемого. Когда крестят детей, малышу выбирают восприемников крестного отца и крестную мать. Именно им доверяют принести младенца в церковь, им на руки священник передает его из купели, уже окрещенного. Это ответственное событие доверялось людям, наиболее близким семье ребенка, которым в случае необходимости можно доверить его воспитание.
Бондаренко Э. О. Праздники христианской Руси. - Калининград : Кн. изд- во, с. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М.: Наука, с. Пер. с нем. В круге жизни.: семейные праздники, обычаи, обряды. - Пермь, Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий. - Н.Новгород: "Русский купец", "Братья славяне", с. Еремеев Д. Е. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, с. Жирнова Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. - М.: Наука, с. Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. - Новосибирск: Наука., Сиб. отдел., с Бондаренко Э. О. Праздники христианской Руси. - Калининград : Кн. изд- во, с. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М.: Наука, с. Пер. с нем. В круге жизни.: семейные праздники, обычаи, обряды. - Пермь, Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий. - Н.Новгород: "Русский купец", "Братья славяне", с. Еремеев Д. Е. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, с. Жирнова Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. - М.: Наука, с. Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. - Новосибирск: Наука., Сиб. отдел., с