Тема 6. Конкуренция и конкурентные преимущества на рынке товаров и услуг.
Основные понятия конкуренции Конкуренция – это соперничество между людьми. Фирмами, организациями, территориями, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Предмет конкуренции – товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги. Объект конкуренции – это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.
Функции конкуренции Конкуренция на рынке имеет свои функции: Выявление или установление рыночной стоимости товара Выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда Регулирование перелива средств между отраслями и производствами
Виды конкуренции Существует несколько видов конкуренции: Функциональная – возникает потому, что потребность можно удовлетворить несколькими различными способами. Видовая – это результат того, что имеются товары, обслуживающие одну и ту же потребность, но различающиеся между собой по каким-то существенным характеристикам. Предметная – возникает потому, что производители создают практически одинаковые товары, различающиеся только качеством.
Принципы, дающие конкурентные преимущества Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела Близость предприятия к клиенту Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии Рост производительности благодаря использованию способностей работников и их желанию работать
Принципы, дающие конкурентные преимущества Демонстрация важности общих для предприятия ценностей Умение твердо стоять на своем Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала Умение быть одновременно мягким и жестким, держать под жестким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчиненным менее важные
Понятие конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность – это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара- конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение. Комплекс конкурентоспособности товара состоит из трех групп элементов: технических, экономических и социально-организационных.
Особенности формирования конкурентных преимуществ. Одним из основных факторов, обеспечивающих успех компании на рынке, являются конкурентные преимущества В условиях острой конкурентной борьбы, победителем выходит тот, кто сумеет добиться больших конкурентных преимуществ – преимуществ не над конкурентами, а преимуществ по отношению к потребителю. Создание и сохранение конкурентных преимуществ – ключевая функция стратегического управления.
Особенности формирования конкурентных преимуществ. Одна из из особенностей - возможность создания конкурентных преимуществ за счет управления ресурсами и формирования способностей организации. Центральная идея ресурсного подхода заключается в том, что каждая организация обладает уникальным набором активов и именно «обладание» этим набором активов и методы их использования отличают данную фирму от других фирм той же отрасли
Конкурентные стратегии. Можно применить следующие стратегии: Сдержанная реакция – при уверенности в своих клиентах; при завершении деятельности на данном рынке; при дефиците средств реагирования. Избирательная реакция – выборочная ответная реакция на поведение конкурентов. Случайная, малопредсказуемая реакция – ответная реакция не связана прямо с экономическим положением и конкретной ситуацией у конкурентов.