Подготовила Друзина Г. И., руководитель структурного подразделения « Детский сад « Радуга » МКОУ - ООШ с. Грачевка
ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ – АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА. БОЛЕЗНИ ГЛАЗ У ДЕТЕЙ – НЕ ТОЛЬКО МЕДИЦИНСКАЯ, НО И СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА, ПОТОМУ ЧТО ОКОЛО 90% ИНФОРМАЦИИ РЕБЕНОК ПОЛУЧАЕТ ЧЕРЕЗ ОРГАНЫ ЗРЕНИЯ. ВОТ ПОЧЕМУ ДЛЯ КАЧЕСТВЕНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ТАК ВАЖНО ПРАВИЛЬНОЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ЗРЕНИЯ И ПОСТОЯННЫЙ КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ. ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ЯВЛЯЕТСЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Развивать глазодвигательные навыки : способность следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях ( слева направо, сверху вниз и т. д.) Развивать периферийное зрение, расширять боковой обзор : способность видеть то, что нас окружает. Развивать навыки пространственой ориентации : способность судить о расположении одного предмета относительно другого. Развивать навыки зрительного анализа : спорсобность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме и цвете предметов.
Первый этап, подготовительный. Ознакомление детей с офтальмотренвжером. Педагог медленно ведет указкой по линиям. Обращает внимание на точность движений, которые не выходят за контур линии, предлагает детям следить за указкой. Второй этап, основной. Ребенок ведет указкой по офтальмотренажеру. Педагог следит за точностью выполнения упражнения, помогает правильно проговаривать направление движений и изменения на тренажере. Третий этап, заключительный. Ребенок самостоятельно, без указки работает на офтальмотренажере, прослеживая глазами и обязательно называя пространственные направления.
Традиционная схема со стрелочками, которые указывают на основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения задания : вверх - вниз, влево - вправо, по - против часовой стрелки.
Упражнение « Часы » Старший дошкольный возраст Выполняется в положении стоя или си дя. Перед детьми на стене расположено большое панно. 1. Поднять глаза вверх, сделать ими кру говое движение по часовой стрелке, от 1 до 12, затем, наоборот, от 12 до 1, т. е. против часовой стрелки. Повторить движения 5- 6 раз. Вариант. Можно называть цифры в следующем порядке : 1, 3, 6, 9, 12, затем на оборот : 12, 9, 6, 3, Вытянуть руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх ( вдох ), следить глазами за руками, руки опустить ( выдох ). Повторить 4-5 раз. 3. « Постреляй глазами по цифрам ». Дети фиксируют взгляд на центре круга. Педагог называет какую - либо цифру, а дети нахо дят ее глазами, и взгляд снова возвращается в центр. Вариант упражнения со стихами ( см. фото 7) « Часы » Тик - так, тик - так ! ( Движения глазами Вот так, вот так ! вправо - влево.) Тик - так, тик - так ! ( Движения глазами А теперь еще вот так ! вверх - вниз.) Тик - так, тик - так ! ( Движения глазами Делай с нами, делай так ! по часовой стрелке.) Тик - так, тик - так ! ( Движения глазами Стрелки движутся не так ! по кругу против часовой стрелки.)
« Проследи глазами по дорожкам ». Упражнения для укрепления глазных мышц и развития остроты зрения. Этому способствует использование разного рода траекторий, по которым дети прослеживают глазами.
1. Аветисов Э. С. Как беречь зрение. М.: ГЭОТАР « Медицина », Базарный В. Ф. Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или Развивающие здоровье принципы конструирования учебно - познавательной деятельности в детских садах и школах. Красноярск, Демирчоглян А. Г., Демирчоглян А. Г. Улучшаем зрение. Книга - тренажер для сохранения детского зрения. Строение и работа глаза. Оздоровительный комплекс упражнений « Зрительная гимнастика ». М : ЭКСМО, Никулина Г. В. Охраняем и развиваем зрение. СПб : Детство - Пресс, Смирнов И. В. Восстановление и профилактика зрения у детей и взрослых. М.: Центрполиграф, Фомичева Л. В. Клинико - педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. СПб : КАРО, Источник : Журнал « Здоровье дошкольника » 4/2010