Актуальные аспекты диагностики алалии и пути преодоления данной формы патологии речевой деятельности Тоценко Е.Д., учитель-логопед МДОУ д/с 1 г.Липецк.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Ведущий симптом.
Advertisements

Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
Методические рекомендации по логопедической диагностике Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Морткинская средняя общеобразовательная.
Речь детей нарушена как система.. Дети с ЗПР имеют все нарушения речи наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом.
Результаты коррекционно - развивающей работы с учащимися коррекционной школы 8 вида за 2014 – 2015 уч. год учителя – логопеда Шишовой Л. Г.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Дифференциальная диагностика детей с ОНР и другими нарушениями.
В помощь родителям.. Агнозия - нарушение различных видов восприятия, возникающее при различных поражениях мозга. Различают зрительные, слуховые, тактильные.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Многоуровневое логопедическое заключение Волкова Г.А.
Социально-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ Яговкина Л.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8 имени Бусыгина М.И.»» г. Усть-Илимска Иркутской области В.А.Мельникова.
Легкая у мственная о тсталость F -70 Составила учитель трудового обучения Иванова Т.Г.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Выполнила: учитель-логопед МДОУ ЦРР д/с 51 Павлова Ирина Юрьевна.
Алгоритм проведения психологического обследования.
Транксрипт:

Актуальные аспекты диагностики алалии и пути преодоления данной формы патологии речевой деятельности Тоценко Е.Д., учитель-логопед МДОУ д/с 1 г.Липецк

Моторная алалия –системное недоразвитие речи центрального характера,обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсоматорных операций.

Примеры предлагаемых движений для выявления апраксии: 1)Опустить челюсть и удержать ее в этом положении; 2)Поднять челюсть и сомкнуть губы; 3)Сомкнуть и разомкнуть губы; 4)Нижней губой коснуться верхних резцов; 5)Широким кончиком языка 2-3раза коснуться верхних альвеол; 6)Широкий передний край языка и переднюю часть спинки языка прижать к верхним альвеолам; 7)Оттянуть язык вглубь ротовой полости и т.д. всего 16 движений

Выполнение неречевых движений артикуляторными органами(% от общего числа заданий (160) в каждой группе испытуемых) ИспытуемыеВыполнение правильноеНедостаточно правильное неправильное Нормально говорящие 82,613,14,3 Дети с алалией 75,717,56,8 Дети с дизартрией 52,633,713,7

Отличие экспрессивной (моторной) алалии от импрессивной (сенсорной ).(По В.А.Ковшикову) Языковые признаки (в пользу экспрессивной алалии ): сохранное восприятие речи на перцептивном уровне ; соответствующее возрасту понимание речи (у детей с сенсорной алалией пассивный словарь заметно отстает от активного); хорошее слуховое внимание ( не смешивать отвлекаемость с нарушением слухового внимания ); отсутствие эхолалии; в некоторых случаях невозможность повторения (дети с сенсорной алалией повторяют, но не понимают); стремление к вербальной и невербальной коммуникации ; использование мимико-жестикуляторной речи,мелодики, звукоподражания,звуковые жесты; лучше динамика в усвоении языка при его спонтанном и направленном формировании

НЕЯЗЫКОВЫЕ ПРИЗНАКИ : Не столь значительны нарушения психических процессов и личностных свойств; у большинства отсутствует видимые знаки повреждения нервной системы (или же проявляется минимальная рассеянная симптоматика); часты разного характера нарушения психомоторики (парезы в общемоторном и артикуляторном аппаратах, моторная неловкость); отсутствие гиперакузии (повышенной чувствительности к тихим звукам, безразличных для окружающих)

ОТЛИЧИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ (МОТОРНОЙ) АЛАЛИИ ОТ ГЛУХОНЕМОТЫ Языковые признаки (в пользу алалии): Языковые признаки (в пользу глухоты) - сохранность слуховой функции; -возможность (ограниченная ) спонтанного усвоения языка; -сохранна просодия (мелодика,ритм,паузация ударения); -наличие элементарной звуковой речи (слов –корней, звукоподражаний и пр.) -речь не появляется без специального обучения ; -нарушена просодия; -мимико-жестикуляторная речь не сопровождается словами и невербальными вокализациями.

Отличие алалии от нарушения развития речи при тугоухости. Языковые признаки (в пользу алалии) -нормальный слух ; -понимание речи возможно без зрительной опоры на артикуляцию говорящего; -нормальная просодия; -голос по всем характеристикам без патологии; -немало общего в нарушениях функционирования синтаксической, морфологической, лексической, фонематической подсистем языка.(этот вопрос еще не был предметом специального исследования);

Отличие алалии от простой (временной ) задержки речевого развития Языковые признаки (в пользу экспрессивной алалии). -патологическое развитие языка (неусвоение детьми инвентаря языковых единиц и правил их функционирования ),не только задержка темпа усвоения языка. В пользу ЗРР: Дети нередко спонтанно вне специального обучения полноценно овладевают языком. Неязыковые признаки. У детей с алалией чаще и в большей мере выражены неврологические и психопатологические симптомы.

Отличие алалии от фонематической дислалии Языковые признаки. Для алалии характерно расстройство всей системы языка (фонематической, грамматической,лексической подсистем(тогда как фонематическая дислалия –частичное расстройство языковой системы) симптомами которого являются непостоянные и разнообразные замены, пропуски,перестановки звуков. Трудности в различении этих расстройств возникают на поздних этапах развития алалии, когда в речи детей выявляются только фонематические нарушения. Неязыковые признаки. У детей с фонематической дислалией часто отсутствуют неврологические и психопатологические симптомы, у детей с алалией – присутствуют.

Отличие алалии от детского аутизма (синдром Каннера). Языковые признаки в пользу алалии : -у детей с алалией сохранна постоянная реакция на обращенную речь; -в большинстве ситуаций при наличии экспрессивной речи, дети с алалией активно используют зачатки звуковой речи и хорошо развитую у них мимико-жестикуляторную речь; -у детей с алалией нет одновременного употребления лепетных и сложноорганизованных правильных по языковой структуре высказываний -нет своеобразных нарушений просодии (чрезмерного замедленного темпа, скандированного и рифмованного произношения и т.п.) Неязыковые признаки (в пользу алалии) -выражено стремление к контактам (исключая случаи речевого негативизма в трудных для детей с алалией ситуациях) -эмоционально подвижны, эмоции адекватны -мимика выразительна -отсутствует установление рутинного порядка, стереотипии в движениях, действиях.

ОТЛИЧИЕ АЛАЛИИ ОТ АНАРТРИИ И ДИЗАРТРИИ Языковые признаки (в пользу алалии) : -У детей с алалией моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет им осуществлять артикуляторный акт.(У детей с анартрией и дизартрией нарушение этого уровня составляет суть их патологии речи) -при алалии расстраивается вся система языка, при анартрии и дизартрии – только одна из подсистем –фонетическая (это не исключает того, что у некоторых из этих детей одновременно может быть и алалия ). -расстройства произношения звуков у детей с алалией объясняются нарушением производства фонематических операций –выбора и комбинирования единиц (что обусловлено структурой слога, всего слова, его длиной, местом ударения и проч.) У детей с дизартрией расстройства произношения звуков вызваны нарушением фонетических (моторных) операций.

Сравнение нарушений звукопроизношения при алалии и дизартрии.

Неязыковые признаки в пользу алалии -проявляются незначительно, у некоторых отсутствуют параличи,парезы, апраксии органов артикуляционного аппарата (у большей части детей с арартрией и дизартрией явно выражены ) -многие дети успешно выполняют артикуляторными органами все или большинство неречевых движений (дети с анартрией неправильно выполняют большинство этих движений ).

Отличие алалии от афонии Языковые признаки -обычно дети с алалией используют при общении речевые невербальные вокализации (мелодику, звукоподражания, звуковые жесты); -дети с афонией не используют вокализаций; -«Следует отметить, пишет В.А. Ковшиков, что фактически не бывает детей с алалией, которые бы не произносили 2-3 слов; -способность произношения слов не свидетельствует об афонии; -речевой негативизм некоторых детей с алалией может привести к ошибочному суждению об афонии.» Неязыковые признаки У детей с алалией отсутствуют специфические органические и функциональные нарушения, ведущие к патологии голоса.

Отличие алалии от нарушения развития речи, обусловленного умственной отсталостью Знание - совокупность сформированных в прошлом опыте результатов познания действительности(образы, представления, понятия), которые служат материалом для мыслительных операций. Мышление – это процесс, направленный на разрешение проблемной ситуации для установления новых отношений между фактами действительности и осуществляющийся комплексом операций( установление сходства – различия, обобщение- конкретизация, расчленение- соединение, т.е. анализ- синтез). Самоорганизация – целостная направленность психики на активацию познавательной деятельности и её управление.

Суммарные результаты исследования образного мышления (%) испытуемые Оценка выполнения задания Правильное выполнениеНеправильно е выполнение Отказ от выполнения самостоятельное с помощью наводящих вопросов с разъяснениями экспериментатора Дети с алалией 84,77,41,46,10,4 Дети с нормальной речью 82,69,22,35,9-

К вопросу о теоретическом обосновании направлений логопедической работы. От того, как понимается механизм расстройства речи, зависят стратегия и тактика всей работы. Три группы концепций алалии: 1) «моторные» концепции (исследователи считали и считают, что артикуляторная апраксия – основной фактор в патогенезе алалии); 2) «психологические» концепции (расценивали имеющиеся у детей с алалией нарушения психической деятельности: нарушения мышления, эмоционально-волевой сферы, зрительного восприятия, памяти, внимания, как патогенные факторы алалии). Сторонники этой концепции: Р.Е.Левина, М.Е.Хватцев, Р.А.Белова-Давид; 3) «языковые» (подчеркивается ограничение и неверное использование детьми правил порождения высказывания): В.К.Воробьева, В.А.Ковшиков, Б.М.Гриншпун.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ. 1).До того, как ребенок научится произносить первые слова, он должен понимать обращенную речь. Н.С. Жукова, Т.Б. Филигова, Е.М. Мастюкова предлагают шкалу оценки понимания. 2)Обязательным условием в логопедическом воздействии является многократность повторения одного и того же словесного материала и наличие тесного эмоционального контакта с неговорящим ребенком (см. статью Е.В. Кирилловой Методы и приемы эмоциональной стимуляции безречевых детей ). 3) На начальных этапах работы необходимо развивать потребность в общении, cформировать мотивационную основу высказывания, развивать психическую и речевую активность. Поскольку язык – средство общения и обобщения, в логопедической работе нужно постоянно создавать ситуации, в которых бы ребенок испытывал необходимость использовать язык. Не повторение ребенком слов и предложений, а самостоятельная речь ребенка – основная форма логопедической работы.

4)Работа над речью связана с предметно – практической деятельностью ребенка и опирается на нее. Вырабатывается осознание ребенком собственных действий ( я несу, иду, сижу) и действий других (Вова сидит, идет ; Мяч упал и т.д.) 5) Как только у ребенка появится самый незначительный словарный запас, необходимо начать работу над фразой.(Мама иди.Мама идет. Петя пой. Петя поет. Оля,дай мяч.) РЕКОМЕНДАЦИИ К ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ.