Актуальные аспекты диагностики алалии и пути преодоления данной формы патологии речевой деятельности Тоценко Е.Д., учитель-логопед МДОУ д/с 1 г.Липецк
Моторная алалия –системное недоразвитие речи центрального характера,обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсоматорных операций.
Примеры предлагаемых движений для выявления апраксии: 1)Опустить челюсть и удержать ее в этом положении; 2)Поднять челюсть и сомкнуть губы; 3)Сомкнуть и разомкнуть губы; 4)Нижней губой коснуться верхних резцов; 5)Широким кончиком языка 2-3раза коснуться верхних альвеол; 6)Широкий передний край языка и переднюю часть спинки языка прижать к верхним альвеолам; 7)Оттянуть язык вглубь ротовой полости и т.д. всего 16 движений
Выполнение неречевых движений артикуляторными органами(% от общего числа заданий (160) в каждой группе испытуемых) ИспытуемыеВыполнение правильноеНедостаточно правильное неправильное Нормально говорящие 82,613,14,3 Дети с алалией 75,717,56,8 Дети с дизартрией 52,633,713,7
Отличие экспрессивной (моторной) алалии от импрессивной (сенсорной ).(По В.А.Ковшикову) Языковые признаки (в пользу экспрессивной алалии ): сохранное восприятие речи на перцептивном уровне ; соответствующее возрасту понимание речи (у детей с сенсорной алалией пассивный словарь заметно отстает от активного); хорошее слуховое внимание ( не смешивать отвлекаемость с нарушением слухового внимания ); отсутствие эхолалии; в некоторых случаях невозможность повторения (дети с сенсорной алалией повторяют, но не понимают); стремление к вербальной и невербальной коммуникации ; использование мимико-жестикуляторной речи,мелодики, звукоподражания,звуковые жесты; лучше динамика в усвоении языка при его спонтанном и направленном формировании
НЕЯЗЫКОВЫЕ ПРИЗНАКИ : Не столь значительны нарушения психических процессов и личностных свойств; у большинства отсутствует видимые знаки повреждения нервной системы (или же проявляется минимальная рассеянная симптоматика); часты разного характера нарушения психомоторики (парезы в общемоторном и артикуляторном аппаратах, моторная неловкость); отсутствие гиперакузии (повышенной чувствительности к тихим звукам, безразличных для окружающих)
ОТЛИЧИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ (МОТОРНОЙ) АЛАЛИИ ОТ ГЛУХОНЕМОТЫ Языковые признаки (в пользу алалии): Языковые признаки (в пользу глухоты) - сохранность слуховой функции; -возможность (ограниченная ) спонтанного усвоения языка; -сохранна просодия (мелодика,ритм,паузация ударения); -наличие элементарной звуковой речи (слов –корней, звукоподражаний и пр.) -речь не появляется без специального обучения ; -нарушена просодия; -мимико-жестикуляторная речь не сопровождается словами и невербальными вокализациями.
Отличие алалии от нарушения развития речи при тугоухости. Языковые признаки (в пользу алалии) -нормальный слух ; -понимание речи возможно без зрительной опоры на артикуляцию говорящего; -нормальная просодия; -голос по всем характеристикам без патологии; -немало общего в нарушениях функционирования синтаксической, морфологической, лексической, фонематической подсистем языка.(этот вопрос еще не был предметом специального исследования);
Отличие алалии от простой (временной ) задержки речевого развития Языковые признаки (в пользу экспрессивной алалии). -патологическое развитие языка (неусвоение детьми инвентаря языковых единиц и правил их функционирования ),не только задержка темпа усвоения языка. В пользу ЗРР: Дети нередко спонтанно вне специального обучения полноценно овладевают языком. Неязыковые признаки. У детей с алалией чаще и в большей мере выражены неврологические и психопатологические симптомы.
Отличие алалии от фонематической дислалии Языковые признаки. Для алалии характерно расстройство всей системы языка (фонематической, грамматической,лексической подсистем(тогда как фонематическая дислалия –частичное расстройство языковой системы) симптомами которого являются непостоянные и разнообразные замены, пропуски,перестановки звуков. Трудности в различении этих расстройств возникают на поздних этапах развития алалии, когда в речи детей выявляются только фонематические нарушения. Неязыковые признаки. У детей с фонематической дислалией часто отсутствуют неврологические и психопатологические симптомы, у детей с алалией – присутствуют.
Отличие алалии от детского аутизма (синдром Каннера). Языковые признаки в пользу алалии : -у детей с алалией сохранна постоянная реакция на обращенную речь; -в большинстве ситуаций при наличии экспрессивной речи, дети с алалией активно используют зачатки звуковой речи и хорошо развитую у них мимико-жестикуляторную речь; -у детей с алалией нет одновременного употребления лепетных и сложноорганизованных правильных по языковой структуре высказываний -нет своеобразных нарушений просодии (чрезмерного замедленного темпа, скандированного и рифмованного произношения и т.п.) Неязыковые признаки (в пользу алалии) -выражено стремление к контактам (исключая случаи речевого негативизма в трудных для детей с алалией ситуациях) -эмоционально подвижны, эмоции адекватны -мимика выразительна -отсутствует установление рутинного порядка, стереотипии в движениях, действиях.
ОТЛИЧИЕ АЛАЛИИ ОТ АНАРТРИИ И ДИЗАРТРИИ Языковые признаки (в пользу алалии) : -У детей с алалией моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет им осуществлять артикуляторный акт.(У детей с анартрией и дизартрией нарушение этого уровня составляет суть их патологии речи) -при алалии расстраивается вся система языка, при анартрии и дизартрии – только одна из подсистем –фонетическая (это не исключает того, что у некоторых из этих детей одновременно может быть и алалия ). -расстройства произношения звуков у детей с алалией объясняются нарушением производства фонематических операций –выбора и комбинирования единиц (что обусловлено структурой слога, всего слова, его длиной, местом ударения и проч.) У детей с дизартрией расстройства произношения звуков вызваны нарушением фонетических (моторных) операций.
Сравнение нарушений звукопроизношения при алалии и дизартрии.
Неязыковые признаки в пользу алалии -проявляются незначительно, у некоторых отсутствуют параличи,парезы, апраксии органов артикуляционного аппарата (у большей части детей с арартрией и дизартрией явно выражены ) -многие дети успешно выполняют артикуляторными органами все или большинство неречевых движений (дети с анартрией неправильно выполняют большинство этих движений ).
Отличие алалии от афонии Языковые признаки -обычно дети с алалией используют при общении речевые невербальные вокализации (мелодику, звукоподражания, звуковые жесты); -дети с афонией не используют вокализаций; -«Следует отметить, пишет В.А. Ковшиков, что фактически не бывает детей с алалией, которые бы не произносили 2-3 слов; -способность произношения слов не свидетельствует об афонии; -речевой негативизм некоторых детей с алалией может привести к ошибочному суждению об афонии.» Неязыковые признаки У детей с алалией отсутствуют специфические органические и функциональные нарушения, ведущие к патологии голоса.
Отличие алалии от нарушения развития речи, обусловленного умственной отсталостью Знание - совокупность сформированных в прошлом опыте результатов познания действительности(образы, представления, понятия), которые служат материалом для мыслительных операций. Мышление – это процесс, направленный на разрешение проблемной ситуации для установления новых отношений между фактами действительности и осуществляющийся комплексом операций( установление сходства – различия, обобщение- конкретизация, расчленение- соединение, т.е. анализ- синтез). Самоорганизация – целостная направленность психики на активацию познавательной деятельности и её управление.
Суммарные результаты исследования образного мышления (%) испытуемые Оценка выполнения задания Правильное выполнениеНеправильно е выполнение Отказ от выполнения самостоятельное с помощью наводящих вопросов с разъяснениями экспериментатора Дети с алалией 84,77,41,46,10,4 Дети с нормальной речью 82,69,22,35,9-
К вопросу о теоретическом обосновании направлений логопедической работы. От того, как понимается механизм расстройства речи, зависят стратегия и тактика всей работы. Три группы концепций алалии: 1) «моторные» концепции (исследователи считали и считают, что артикуляторная апраксия – основной фактор в патогенезе алалии); 2) «психологические» концепции (расценивали имеющиеся у детей с алалией нарушения психической деятельности: нарушения мышления, эмоционально-волевой сферы, зрительного восприятия, памяти, внимания, как патогенные факторы алалии). Сторонники этой концепции: Р.Е.Левина, М.Е.Хватцев, Р.А.Белова-Давид; 3) «языковые» (подчеркивается ограничение и неверное использование детьми правил порождения высказывания): В.К.Воробьева, В.А.Ковшиков, Б.М.Гриншпун.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ. 1).До того, как ребенок научится произносить первые слова, он должен понимать обращенную речь. Н.С. Жукова, Т.Б. Филигова, Е.М. Мастюкова предлагают шкалу оценки понимания. 2)Обязательным условием в логопедическом воздействии является многократность повторения одного и того же словесного материала и наличие тесного эмоционального контакта с неговорящим ребенком (см. статью Е.В. Кирилловой Методы и приемы эмоциональной стимуляции безречевых детей ). 3) На начальных этапах работы необходимо развивать потребность в общении, cформировать мотивационную основу высказывания, развивать психическую и речевую активность. Поскольку язык – средство общения и обобщения, в логопедической работе нужно постоянно создавать ситуации, в которых бы ребенок испытывал необходимость использовать язык. Не повторение ребенком слов и предложений, а самостоятельная речь ребенка – основная форма логопедической работы.
4)Работа над речью связана с предметно – практической деятельностью ребенка и опирается на нее. Вырабатывается осознание ребенком собственных действий ( я несу, иду, сижу) и действий других (Вова сидит, идет ; Мяч упал и т.д.) 5) Как только у ребенка появится самый незначительный словарный запас, необходимо начать работу над фразой.(Мама иди.Мама идет. Петя пой. Петя поет. Оля,дай мяч.) РЕКОМЕНДАЦИИ К ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ.