Семинар «Результаты опытного внедрения (апробации) доработанной модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования в систему оценки качества образования субъектов Российской Федерации ФГОС дошкольного образования» 08 – 09 октября 2013, г. Москва О ходе и итогах опытного внедрения (апробации) доработанной модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования в систему оценки качества образования субъектов Российской Федерации Решетникова Оксана Александровна, к.п.н., директор ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений »
ПРОЕКТ «РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Федеральная целевая программа развития образования на г.г. Мероприятие 7 «Обеспечение условий для развития и внедрения независимой системы оценки качества образования на всех уровнях системы образования» Задача 3 «Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг» Цель проекта – разработка методик, технологий (включая инструментарий) и проектов нормативных документов для проведения процедур оценки качества дошкольного образования на разных уровнях: ДОУ, муниципалитет, регион
ПРОЕКТ «РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Задачи проекта: 1.Выработка общего подхода к пониманию качества дошкольного образования для обеспечения согласованности деятельности всех элементов системы образования, направленной на реализацию права граждан на получение качественного дошкольного образования 2.Описание возможных организационных схем оценки и управления качеством дошкольного образования. 3.Определение основных механизмов измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования, и принципов обработки результатов измерений. 4.Разработка необходимого инструментария
1.Регламент проведения процедур оценки качества дошкольного образования 2.Методические рекомендации по использованию их результатов 3.Проекты нормативных документов для оценки качества дошкольного образования 4.Технология обработки результатов процедур оценки качества дошкольного образования, включая инструментарий: инструменты комплексной самооценки ДОУ инструменты оценки удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОУ инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка; инструменты для оценки готовности детей к школе; Основные элементы модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования
ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В рамках проекта не разрабатывались КИМ для детей дошкольного возраста, не закладывались экзаменационные процедуры не проверялись ЗУН в предметных областях Модель направлена на выявление степени эффективности взаимодействия педагога и ребенка в ДОУ(измерения носят диагностический характер для уточнения направления работы с ребенком в целях его благополучного развития)
ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ключевые понятия - интегративные качества ребенка (физически развитый, любознательный, эмоционально отзывчивый, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности и др.)
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Ст. 64: «освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся» Инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка и инструменты для оценки готовности детей к школе: Не используются для проведения аттестационных процедур Не применимы в целях государственной аккредитации образовательной деятельности ДОО Не применимы к детям с ограниченными возможностями здоровья
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИ Проект ФГОС: Педагогическая диагностика в ДОО – это «оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования» Инструменты модели могут быть использованы для: Педагогической диагностики, позволяющей решить задачи по индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей; Диагностики развития по запросам родителей; Мониторинговых исследований на разных уровнях системы образования для принятия решений о совершенствовании системы ДО
Этапы реализации проекта в г. ГодМероприятияКоличественные показатели 2011 г. Разработка рамочной концепции качества д/о и модели проведения оценочных процедур Инструментарий из 3 блоков (14 инструментов) 2012 г. Апробация модели 290 ДОУ из 23 субъектов РФ, 49 организаторов 3347 детей Доработка инструментария Компьютерный инструментарий из 4 блоков: добавлен инструмент «оценка удовлетворенности родителей» (21 инструмент) Семинар 3-4 октября 2012 г.150 специалистов из 31 субъекта РФ 2013 г. Доработка инструментария Инструментарий из 4 блоков: добавлены интегрирующий инструментарий и наглядный материал (36 инструментов) Опытное внедрение модели и инструментария оценочных процедур 511 ДОУ из 39 субъектов РФ, 619 организаторов детей Семинар 8-9 октября 2013 г. 152 специалиста из 29 субъектов РФ
Основные этапы опытного внедрения модели Перед апробацией: установочные семинары в онлайн-режиме формы отчетов (для организатора апробации и для ДОУ) пояснительные записки и инструкции для всех видов инструментария, справочные материалы и презентации В ходе апробации: консультации на интернет-форуме и по (151 ответ) корректировка материалов с оперативным информированием о ней апробация всех элементов модели подготовка отчетов по формам По завершении апробации: анализ отчетов обобщение полученных предложений корректировка модели определение перспектив развития модели
Цель семинара подведение итогов опытного внедрения модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования определение направлений совершенствования модели на перспективу форм и инструментов оценки качества дошкольного образования; нормативной базы, связанной с качеством дошкольного образования; интеграция подходов к оценке качества дошкольного и начального образования; рекомендации по внедрению модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования
Дана положительная оценка модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования мероприятиям по её опытному внедрению перспективам дальнейшего использования апробированных материалов в субъектах РФ Основные выводы по итогам анализа отчетов
Высказаны мнения о том, что: Процедура оценки не противоречит действующей нормативной базе; Модель применима в ситуации разнообразия образовательных программ (в отчетах названо 19 программ) – соответствие положениям п проекта ФГОС ДО (обеспечение вариативности и разнообразия Программ различной направленности и организационных форм дошкольного образования); Модель совместима с региональными подходами к оценке качества дошкольного образования (из 39 субъектов РФ 37 подтвердили совместимость, 2 – частичную совместимость)
Основные выводы по итогам анализа отчетов Высказаны мнения о том, что: Модель функциональна, охватывает необходимые аспекты деятельности ДОУ (оценка программы, условий, удовлетворенности родителей, индивидуального развития детей) Инструментарий имеет широкий диапазон параметров, позволяющих комплексно и стандартизировано оценить качество дошкольного образования, динамику развития детей дошкольного возраста
Некоторые выводы о качестве дошкольного образования по итогам апробации модели процедур оценки качества дошкольного образования В числе выявленных проблем часто отмечается: несоответствие нормативным документам наполняемости групп недостаточность материально-технического обеспечения реализации ООП недостаточность кадрового обеспечения и низкий уровень профессиональных компетенций педагогов недостаточность оснащения кабинетов специалистов (а иногда констатируется их отсутствие) ???
Материалы проекта, размещены на сайте ФГБНУ «ФИПИ» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Решетникова Оксана Александровна директор ФГБНУ «ФИПИ» Тел/факс +7 (495)