Модели оценки механизмов и результатов приоритетных структурных преобразований в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей Н.М. Шадрина, заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Сквозные линии дорожных карт Введение ФГОС Совершенствование организационно- экономических механизмов обеспечения доступности услуг (Г(М)З, НПФ,НСОТ) Создание условии ̆ для использования ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг Система оценки качества Введение оценки деятельности организации ̆ на основе показателей ̆ эффективности их деятельности Введение эффективного контракта Мониторинг Дорожных карт Дополнительное образование, профессиональное образованиеОбщее образование дошкольное образование
Основная проблематика реализации ДК в субъектах Российской федерации 1. Образовательная организация –основная единица дорожной карты??? 2. Цель реализации ДК субъекта цели и задачи региональных программ развития образования ??? Финансово-экономические механизмы реализуются в соответствии с существующим Законодательством??? Самостоятельны ли образовательные организации???
Снова в центре внимания вопросы эффективности «Дорожные карты» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности образования и науки Р Р К К Р Р К К Р Р К К Консервация состояния качества. Снижение объема вкладываемых ресурсов. Невозможный сценарий в связи необходимостью обеспечения роста ЗП Обеспечение повышения качества. Неувеличение объема вкладываемых ресурсов. Необходимый сценарий на начальном этапе в силу неэффективности сети ОО. Рост качества, опережающий рост объема вкладываемых ресурсов. Интенсивный сценарий в условиях развитой сети ОО Проблематика развития: как доказать (обеспечить) повышение производительности труда педагогических работников в условиях повышения заработных плат?
Риски реализации Дорожных карт в субъектах Российской федерации 1.Не выполнение обязательств по охвату детей дошкольным образованием 2.Формальный подход к введению эффективного контракта 3.Недостаточно ресурсов бюджета субъекта РФ для повышения заработных плат педагогическим работникам (дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования) 4.Разбалансировка действий на уровне Федерации, субъекта РФ, муниципалитета.
Высшая школа экономики, Москва, 2011 Считаете ли Вы, что Ваша профессия престижна? Удовлетворены ли Вы Вашим материальным положением? Учитель о своей работе
Высшая школа экономики, Москва, 2011 Средняя зарплата учителей по отношению к средней зарплате в экономике отдельных регионов Средняя зарплата российских и зарубежных учителей по отношению к средней зарплате в экономике Есть, куда стремиться! Учителя – о своей работе Средняя заработная плата российских и зарубежных учителей по соотношению к средней заработной плате экономике субъекта
Высшая школа экономики, Москва, 2011 «Справедливая» структура оплаты труда в школе» Директора оценивают уровень зарплаты учителя, который позволит ему сосредоточиться на основной деятельности «скромнее», чем учителя По мнению директоров зарплата «учителя мечты» и зарплата, которая позволит рядовому учителю сосредоточиться на своей основной деятельности, примерно одинаковы Зарплата, которая по мнению директоров позволит учителям сосредоточиться на основной деятельности, примерно на 30% выше средней зарплаты лиц с высшим образованием
Высшая школа экономики, Москва, 2011 Доля получателей надбавок более 15% от заработка, % Основания для начисления стимулирующих надбавок, % ответов Надбавки в размере более 15% от заработка получают чуть менее 2/3 учителей Надбавки за достижения учеников получают около 1/3 учителей За что платят стимулирующую часть оплаты труда
Высшая школа экономики, Москва, 2011 Границы дифференциации заработков учителей Директора школ считают, что можно усилить дифференциацию заработков учителей (с 25% до 42%) Максимальная допустимая (фактическая) разница в доходах учителей с высокой и низкой заработной платой в зависимости от качества работы
Высшая школа экономики, Москва, 2011 Механизмы оценки профессиональной деятельности учителей (мнение учителей) Какой способ позволяет оценить качество работы учителя? Нуждаетесь ли Вы в оценке Вашей профессиональной деятельности
Эффективный контракт Эффективный контракт – система трудовых и экономических отношений между работодателем и работниками. Эффективный контракт – легитимизованная система оплаты труда, обладающая рядом особых свойств. Свойства: 1) Уровень ЗП основных работников – конкурентноспособен!!! ЗПср. (осн.раб.) ЗПср.(целевое значение) 2) Зависимость ЗП работника от количества и качества труда 3) Показатели качества труда основных работников коррелируют с показателями качества реализации услуги (Г(М)З)
Условия реализации эффективного контракта наличии у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем; системы оценки эффективности деятельности работников учреждений (совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), системы оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда,; системы нормирования труда работников учреждения,, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.
Условия реализации эффективного контракта За выполнение трудовых обязанностей в должном объеме и на должном уровне качества Работнику устанавливается заработная плата, состоящая из двух частей: Базовая часть оплаты труда, покрывающая вознаграждение за выполнение установленных объемов работ по реализации Основных образовательных программ на должном качественном уровне; Стимулирующая часть оплаты труда, покрывающая вознаграждение за достигаемое высокое качество труда и личный вклад Работника в реализацию Работодателем образовательных услуг на выдающемся качественном уровне.
Основные противоречия введения эффективного контракта В оплате труда педагогического работника общеобразовательного учреждения учитывается лишь нормируемая часть его работы – учебная нагрузка. «Эффективный контракт» призван создать механизмы нормирования и учитывать в базовой части оплаты труда все виды деятельности педагогических работников общеобразовательных учреждений, таким образом легитимно включая в структуру оплачиваемой работы неурочную деятельность учителя.
Основные противоречия введения эффективного контракта Фонд качества образования Достижение высокого качества реализации услуг в соответствии с Г(М)З организацией Выполнение эффективного контракта учителем Выполнение эффективного контракта Руководителем образовательной организации Выполнение Г(М)З в соответствии с показателями качества реализуемой услуги Трудовой договор Условие введение эффективного контракта – привлечение дополнительных инвестиций в сферу образования, создание различных фондов качества образования на региональном, муниципальном уровне.
Дорожные карты в СПО: направления действий Укрепление потенциала системы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования и ее инвестиционной привлекательности включает в себя: - мониторинг оценки деятельности организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования; - создание сети многофункциональных центров прикладных квалификаций; - нормативно-правовое и методическое обеспечение развития сетевых форм организации образовательных программ. Повышение качества профессиональной подготовки и среднего профессионального образования включает в себя: - разработку и внедрение системы оценки качества услуг системы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования; - формирование новых принципов распределения государственного задания на программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования.
Дорожные карты в СПО: направления действий Введение эффективного контракта в системе профессиональной подготовки и среднего профессионального образования включает в себя: - разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и мастерами производственного обучения организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования; - разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций системы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации системы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования; - информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.
Основные направления реализации «дорожных карт» в общем образовании Обеспечение доступного качественного образования (контекст введения ФГОС ступеней ОО, контекст снижения разрыва между результатами ЕГЭ в школах (поддержка школ, находящихся в сложных социальных условиях), контекст повышения результатов международных сопоставительных исследований); Обеспечение равенства средней зарплаты пед.работников и средней зарплаты в регионе Введение механизмов эффективного контракта
Дополнительное образование Единое образовательное пространство Организация ДО школа
Создание условий для реализации ООП основной школы
Что делать на региональном уровне Механизмы оценки качества образования – Оценка труда учителя; – Оценка качества реализации услуги; – Расширение линейки детских образовательных результатов и инструментов их оценки; – Становление инструментов оценки ООП и технологий ее реализации; – Настройка инструментов деятельности учителя. Нормативы финансирования – Нормативы финансирования по ступеням ОО – Фонды качества образования на всех уровнях Эффективный контракт – Что делать с долей КОУ? – РСОКО – Г(М)З – СОТ – ЗПср – Нормирование всех видов Де пед.работников Г(М)З – основная единица модернизации образования в рамках «дорожных карт». Реализация ДК всецело зависит от эффективности действий муниципалитетов
Что делать на муниципальном уровне? В центре внимания МЗ! -Как получают МЗ КУ? -Корректный реестр услуг, оказываемых ОО -Нормативы на услуги -Стандарты качества услуг -Инструменты оценки качества услуги -Развитие сети ОО -Как формируется ЗП директора и оценивается его Де?
Благодарю за внимание! Использованы материалы, подготовленные национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения