Бернат И.П. учитель истории и обществоведения ГУО «Гимназия 36 г. Минска»
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Н. Толстой
Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму.
способствует углублению знаний по предмету приобретается опыт ведения исследования, в процессе которого развиваются индивидуальные способности учащегося
Задачи: Образовательная Развивающая Ориентирующая
деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением…
учебное исследование приобретение учащимися функционального навыка исследования развитие способности к исследовательскому типу мышления научное исследование получение объективно нового результата производство новых знаний
может развиваться в трёх направлениях: на уроках во внеурочное время (факультативные занятия) во внеклассной работе (организация научного общества учащихся)
Первоначальной базы – при выборе темы. Насколько рано и удачно выявлены учащиеся, способные вести эту работу. Уровня подготовки учителя, осуществляющего руководство научной работы учащегося.
Педагог должен сам быть творческой личностью. Педагог должен постоянно заниматься самообразованием. Должен иметь собственное стремление к исследовательской деятельности. Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося. Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области.
Реферативные Экспериментальные Натуралистические и описательные Исследовательские Проектные
Реферат логические и описательные методы результат- текст исходит из конкретного учебного вопроса индивидуальная деятельность не требует изменения форм образовательного процесса не выходит за рамки образовательного пространства школы, класса ориентирован на работу с текстами Проект система методов результат реальный или теоретический исходит из проблемного вопроса коллективная деятельность опирается на новые формы организации образовательного процесса предполагает выход в социальное и культурное пространство ориентирован на работу с различными источниками информации (эксперименты)
Отчет Сообщение Статья Макет Действующая модель Программа деятельности Газета
знакомство с нормами, эталонами, критериями научности, научными традициями, областью исследования изучение теории, посвященной данной проблематике подбор методов и методик исследования, практическое овладение ими сбор собственного материала, его анализ и обобщение собственные выводы
мотивация исследовательской деятельности; определение примерной темы работы; выбор объекта исследования; анализ полученных результатов, формулирование выводов; подготовка отчета о проделанной работе; публичная защита работы; постановка цели и задач исследования; формулировка рабочей гипотезы (гипотез); выбор методов проведения исследования; поиск и изучение литературы по выбранной теме; планирование и выполнение собственных исследований; анализ полученных результатов, формулирование выводов; подготовка отчета о проделанной работе; публичная защита работы.
отрывки из произведений историков, философов, ученых прошлого; мемуары, дневники современников, очевидцев исторических событий; фрагменты из современной научной, научно-популярной, художественной литературы; фрагменты документов (нормативных, программных, международных, правовых и др.); газетная информация и публицистические материалы; справочные, статистические материалы; наглядные средства обучения.
чтение и анализ; выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи; комментированное чтение; коллективный разбор текста; формулирование вопросов к тексту; обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений; выявление различных подходов к общественно-историческому развитию; анализ аргументации авторов; нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников; формулирование обобщенных выводов; выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений; составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно- логического, тематического), тезисов, конспекта; подготовка сообщений, рефератов и т.д.
уровеньприемы познавательный уровень выделение главного; смысловая группировка; составление плана, конспекта, тезисов, схем; формулирование выводов, чтение-поиск, чтение-сортировка, ответы на информационные вопросы аналитический уровень сопоставление полученной информации с имеющейся, критическая оценка прочитанного, ответы на проблемные вопросы творческий уровеньвыдвижение собственных гипотез, нахождение способов обоснования и проверки гипотез
публичный доклад или сообщение; обсуждение результатов; дискуссия; публичная защита; беседа и спор с оппонентами и коллегами.
Титульный слайд Введение (актуальность) Цель Материалы и методы Результаты (и обсуждение) Выводы и перспективы (Благодарности)
Используйте один стиль для всех слайдов Безжалостно отсекайте второстепенную информацию Упоминайте только ключевые моменты Короткие слова и короткие предложения Один слайд–одна мысль Используйте цвет Выберите подходящий шрифт Но не меньше 18 pts!
Не перегружайте слайд информацией Не втискивайте длинные тексты Не злоупотребляйте анимацией
подходите к проведению исследовательской работы творчески, поддерживайте свои исследовательские инициативы; учащийся должен самостоятельно делать все то, что он может сделать; учитесь прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями; развивайте навыки самостоятельного решения проблем исследования; развивайте умения анализировать, синтезировать, классифицировать информацию