Роль метапредметных программ в создании единой речевой среды гимназии Веселова З.Т., учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ
Метапредметные программы «Каллиграфия» «Грамотность» «Слово» «Книга» «Текст» «Культура речи» «Логика»
«Слово» Правильно определяем лексическое значение слова и лексическую сочетаемость слов используем в речи синонимы, антонимы, паронимы пишем и употребляем термины определяем изобразительно- выразительные средства языка и используем их в речи
I Технология освоения концептов русской культуры Номинативное значение слова «сумма смыслов» слова Слово в словаре в словосочетании и предложении в тексте и диалоге культур II Технология проектной деятельности лингвистические проекты III Технология погружения – «День воды», «Шире круг!»
«Текст» Работа с понятиями План текста Тип текста Стиль текста Структура Форма Описание Повествование Рассуждение Разговорный Публицистический Научный Деловой Художественный На уроках С 5 по 11 класс Русский язык Литература Математика Биология История Обществознание Физика Химия Мир. худ. культура Тема и основная мысль
Тема и основная мысль текста Тема – предмет повествования, изображения, исследования. Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Идея – основная, главная мысль какого-либо текста. Можно На тему По теме Темой К теме С темой Нельзя Тема о Из темы
План текста Простой Сложный I. 1) 2) II. 1) 2) 3) III. 1) 2) Форма плана В виде вопросовВ виде назывных предложений В виде тезисов В виде цитат Работа над планом 1.Прочитать текст, выяснить значение непонятных слов. 2.Определить тему и основную мысль текста. 3.Разделить текста на смысловые части, выделить микротемы. 4.Озаглавить каждую часть в соответствии с микротемой, придерживаясь одной формы плана. 5.Проверить, отражают ли пункты плана тему и основную мысль текста.
ЭТАПЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ I. Понимание текста 1) подготовка к восприятию 2) первичное восприятие 3) осмысление ( анализ) текста 4) целостное восприятие текста II. Переработка текста III. Создание собственного текста
Эссе - краткое изложение в свободной форме впечатления автора по тому или иному вопросу. Признаки эссе: 1.Небольшой объем 2.Конкретность темы 3.Свобода композиции 4.Личностное осмысление 5.Разговорные интонации, лексика Жанровые разновидности Философское Литературно- критическое Историческое Художественное Морально-этическое Формы эссе Письмо Речь Исповедь Дневник Открытое письмо Очерк Размышления
Как писать эссе 1.Определи жанровую разновидность 2.Определи форму эссе 3.Определи основную мысль 4.Продумай систему доказательств: определи примеры, аналогии, ассоциации и т. д. 1.Выбери те художественные средства языка, которые сделают твое эссе ярким и выразительным: символы, сравнения, метафоры, аллегории и т.д. 2.Проверяя написанное, обрати внимание, соответствует ли твоя работа признакам эссе.
«Культура речи» Соблюдение языковой нормы произношении словообразова нии слово- употреблении в грамматике Правильность речи
Формы работы Учебные проекты 1.Визитная карточка слова 2.«Дорожная карта слова» 3.«Банк паронимов» Круглые столы 1. Так говорят в нашей семье 2. Так говорят в интернете 3. Так говорят петербуржцы Социологические исследования 1.Слова-паразиты в нашей речи 2.Так говорят гимназисты Ролевые игры 1.Ты – диктор школьного телевидения (радиостанции) 2.Ты – редактор школьного журнала
«Логика» Уметь выстраивать умозаключения доказывать и опровергать аргументировать формулировать суждения Устанавливать причинно- следственные связи выделять понятия