Инвестиционная составляющая в плате за технологическое присоединение потребителей к электрическим сетям: проблемы и решения Виталий Королев Федеральная антимонопольная служба
Постановка проблемы Повсеместное нарушение действующего законодательства в сфере техприсоединения, в т.ч.: -- распространение незаконных способов взимания платы за присоединение (т.н. договоры об устранении системных ограничений), -- отсутствие госконтроля за деятельностью по техприсоединению в отсутствие технической возможности (включение в техусловия необоснованных требований, налоговые проблемы потребителей при передаче построенных объектов в собственность сетевой компании), - - полное отсутствие возможности осуществления технологического присоединения потребителей (отказ в присоединении в связи с отсутствием технической возможности).
Период Получено заявок, МВт Произведено присоединений, МВт Не удовлетворено, МВт прогноз Доля удовлетворённых заявок на техприсоединение (по данным Минпромэнерго России) % % 2006 прогноз16% Динамика объёмов присоединений и отказов (по данным ОАО «ФСК ЕЭС») Фактические предпосылки изменения правовой базы
3 фактора: - ограниченный ресурс присоединения к имеющимся сетевым объектам; - объективная невозможность модернизации/создания новых объектов из тарифа на передачу; - плата за присоединение в настоящее время не включает средств на развитие, необходимое для подключения новых потребителей. Почему отсутствует техническая возможность технологического присоединения?
Предлагаемое решение Включение инвестиционной составляющей в состав платы за технологическое присоединение. Следствия реализации решения: повышение установленного тарифным органом размера платы за техприсоединение (при этом реальный размер платы не обязательно вырастет) + возможность осуществления модернизации/создания новых объектов сетевого хозяйства; + возможность фактического присоединения потребителей в обозримой перспективе; + легализация платы за присоединение, прозрачный порядок удовлетворения заявок на присоединение, справедливость распределения ограниченного ресурса; + предпосылка для роста ВВП.
Сущность решения Основной концептуальный принцип: Учет инвестиционных затрат при формировании двух источников в соответствии с предназначением инвестиции Плата за техприсоединение – расходы, направленные на присоединение новых потребителей Тариф на передачу – расходы, направленные на обеспечение надежности энергоснабжения ранее присоединенных потребителей Расходы на создание/реконструкцию объектов общего назначения учитываются пропорционально. Важно: устанавливается запрет двойного учета расходов в обоих источниках
Пропорциональное распределение в случае, если предельных уровней тарифа на передачу достаточно для включения расходов по поддержанию надежности 50% Плата за техприсоединение 50% тариф на передачу Сущность решения (схема-1)
Включение в плату за техприсоединение расходов на поддержание надежности в случае, если предельных уровней тарифа на передачу недостаточно для включения необходимых расходов по поддержанию надежности 60% Плата за техприсоединение 40% тариф на передачу Сущность решения (схема-2)
1. Потребители, обратившиеся в сетевую организацию, включаются в инвестпрограмму на следующий период тарифного регулирования, если отсутствует возможность их присоединения без строительства новых объектов или модернизации существующих. 2. При определении источника возмещения инвестиционных затрат сетевая организация руководствуется указанным принципом. При этом, направление средств на обеспечение надежности должно быть обосновано требованиями уполномоченных органов и организаций (Ростехнадзор, СО) либо нормами техрегламентов и иными обязательными требованиями 3. Решение об установлении тарифов на передачу принимается с учетом обоснованных предложений организаций об объемах и распределении инвестиционных затрат по источникам возмещения. Процедура реализации
Потребители подают заявку на присоединение Сетевая компания формирует инвестпрограмму в соответствии с принципом предназначения объектов Тарифный орган учитывает обоснованные предложения сетевой компании при установлении тарифа на передачу Процедура реализации (схема)
Объективизация распределения средств по источникам в соответствии с указанными критериями предназначения расходов – нет механизмов определения тарифным органом обоснованности заявленных сетевой организацией расходов на поддержание надежности. С учетом отсутствия пределов для платы за техприсоединение это может повлечь ее значительный рост в результате включения в нее расходов на поддержание надежности. В связи с этим возникает необходимость совершенствования порядка формирования, согласования и утверждения инвестиционных программ, а также контроля за их исполнением (постановление Правительства РФ от ). Это следующий шаг. Вопрос, требующий решения
Необходимые изменения в нормативную базу Внесение изменений в постановление Правительства РФ от в части закрепления возможности включения инвестиционной составляющей в состав платы за технологическое присоединение и указанного принципа учета расходов в соответствии с их назначением. Приведение в соответствие с данными изменениями методических указаний по определению размера платы за техприсоединение (приказ ФСТ России от э/5).
Спасибо за внимание © Федеральная антимонопольная служба