Метапредметный подход в предмете и внеурочной деятельности Медведева Е. Г., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ 91 г. Тюмени, ст преподаватель кафедры филологии ТОГИРРО
Два взгляда на метпредметность Центр дистанционного образования « Эйдос » eidos.ru Научная школа человекосообразного образования Хуторской А. В., член - корреспондент РАО, директор Института образования человека, г. Москва
Два взгляда на метапредметность Центр Инструкционного дизайна в образовании eduscen.ru мыследеятельностная педагогика – школа будущего Громыко Ю. В., директор НИИ инновационных стратегий общего образования Департамента образования г. Москва
Громыко Ю. В. Метапредметное содержание образования – это деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета. Деятельность мыслительного процесса – что делать, когда не могу решить проблему Искусственное воссоздание реальных ситуаций, когда дети не знают : ЧТО ТАКОЕ и КАК ДЕЙСТВОВАТЬ Право на ошибку – икать новый путь решения Метапредметным содержанием проработать предметность
Хуторской А. В. Метапредмет – это не особый, деятельностный « срез » предмета, но именно основосоздающая часть предмета. Такая основа связана с понятием « фундаментальный образовательный объект ». образовывание человека – созидание, создание им образовательных продуктов как внутренних, так и внешних. Первосмыслы Фундаментальные образовательные объекты Метапредметность не может быть оторвана от предметности.
ФГОС Метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как « способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов ».
ФГОС Образовательные стандарты рассматривают метапредметные результаты большей частью как развитые универсальные учебные действия, вместе с тем не отрицая некой интегративной составляющей содержания образования, имеющей отношение ко многим предметам на уровне понятий.
Метадеятельность универсальная деятельность, которая является " надпредметной ". Предметная - это любая деятельность с предметом : строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую, полком командую или заводом управляю. В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть стратегической ( целеполагание, планирование, проектирование, исследование, прогнозирование, сценирование, моделирование, конструирование, анализ, мыследеятельностная рефлексия...) - вот это и есть метадеятельность.
Структурные элементы урока Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме : вспомнить – узнать – уметь. Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация. Взаимопроверка и взаимоконтроль. Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
Алгоритм создания метапредметного урока Определиться с философским понятием или категорией, которую можно соотнести с научным, публицистическим, литературным художественным произведением. Работа с понятием из различных источников - словарей ( этимологического, толковых, энциклопедических и других ). Из разных словарей выбираются 2, 3 и более определений для категории. Определиться, какое умение будем формировать : анализ, поиск информации, обобщение, работа с текстом, составление таблицы и другие.
Я иду на метапредметный урок. Что я должна учитывать ? что я делаю ? ( предмет деятельности ); для чего я это делаю ? ( какова цель ); как я это делаю ? ( алгоритмы, формы, методы ); какой это дает результат ? за счет чего этот результат достигнут ?
Особенности метапредметного занятия Это интегрированное занятие. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер : понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т. д. Системная работа со способом : если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
Требования к заданиям на уроке Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер. Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.
Отличия метапредметного урока с интегрированным уроком и уроком с межпредметными связями в УсМС - закрепление знаний по предмету за счёт параллельного освещения изучаемого материала с точки зрения других наук, в ИУ - усвоение знаний за счет систематизации ЗУН по нескольким предметам, в МПУ - личностное совершенствование учащегося через его познавательное развитие. Метапредметный урок - применение метапредметных и универсальных учебных действий в связи с жизненными потребностями. Ученик учится сам и учит других, учится добывать информацию из различных источников. Учитель - не источник информации, а навигатор деятельности. На метапредметном уроке должны формироваться универсальные действия, необходимые для процесса познания в принципе.
Требование к учителю Не говорить лишнего : не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика ! Добиваться от учеников аргументированных ответов. Не произносить слов « неправильно », « неверно » - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища. Чётко и точно формулировать задание. Способность к импровизации. Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока. Учитель не актёр, а режиссёр
Что мы можем сегодня ! Метапредметы Метапредметные программы Метакурсы ( элективные, по выбору и т. д.) Метапредметный урок Предметный урок + метапредметная тема Метапредметные задания Межпредметные проблемные ситуации Межпредметные, надпредметные проекты
Что такое метапредмет ? Учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала Учебный предмет нового типа, в основе которого лежит объктно - ориентированный подход к обучению Учебный предмет нового типа, состоящий из нескольких предметов
Учебные метапредметы Мыследеятельностная педагогика Человекосообразное образование метапредмет « Знание » метапредмет « Знак » метапредмет « Проблема » метапредмет « Задача » метапредмет « Числа » метапредмет « Культура » метапредмет « Мироведение » метапредмет « Естествознание »
« ПРОБЛЕМА » Метапредмет " Проблема " задает образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов.
Пример Проблема 1:_________________________________________ Проблема 2: ___________________________________________________ Проявления проблемы : _________________ ________________________ Идеальное состояние : ___________________ _________________________ Пути решения, направленные на установление причин и следствий : ___________________ _________________________
Проблема 1: активное употребление в молодёжных сериалах сниженной лексики, которая нежелательна даже в личной беседе. Проблема 2: возведение сниженной лексики в речевую норму общения.
Проявление проблемы : а ) всё, что мы смотрим по телевизору, несёт элемент воспитания и формирования личности, что в итоге и формирует наше общество ; б ) подражая, зачастую неосознанно, героям молодёжных сериалов, школьники начинают употреблять так называемые « крутые » слова ; в ) стилистически сниженная лексика, проникая в речь школьника, ведёт к обеднению индивидуального словарного запаса. Пути решения : Создание на телевидении « языковой цензуры ». Появление просветительских программ о культуре речи. Контроль со стороны родителей за тем, что смотрят дети. Повышение общей языковой культуры.
Метапредметные программы « Я и проекты » « Учимся проектировать » « Свободная самостоятельная работа » « Рефлексивный круг » « Как стать успешным » « Сам себе учитель » « Культура познания » « Культура мышления » « Основы исследовательской деятельности »
Межпредметные, надпредметные проекты « Содружество » организовать проект, который поможет установить социальное партнерство, для воспитания активной и социально ответственной личности школьников, формирование умений осознавать смысл своих поступков и нести за них ответственность. « ПЕГАС » поддержать творческую личность ; расширить интеллектуальное, творческое пространство реализации способностей ребят ; выявить одаренных детей ; сформировать навык интеллектуальной деятельности ; развить умение достойно представлять себя и команду, воспитывать лидерские качества, помочь проявить индивидуальные способности.
Межпредметные, надпредметные проекты « Контакт » создание в социуме школы ( во взаимодействии школы и иных институтов города ) условий для развития у учащихся навыков партнерского взаимодействия ; освоения видов деятельности и системы взаимоотношений, способствующих актуализации социально - положительной системы ценностей у учащихся
Межпредметные, надпредметные проекты « Соседи » формирования у воспитанников основ умений и навыков построения партнерских взаимоотношений в контексте осознания им целостности микросоциальной общности и своего места в ней. « Добро своими руками » воспитать поколение, способное помочь тем, кто в этом нуждается.
метапредметные темы Знающее незнание Определение и понятие Постановка проблемы Рисунок и схема Знание и информация Цель и задачи Роль и позиция Модель и способ Ситуация непонимания Содержание и форма Повторение и развитие Структура и процесс.
Метапредметные технологии Технология РО Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова ТРКМЧП Технология проектного обучения Кейс - технология Технология конструирования тестов Интерактивные технологии Технология французской мастерской и др.
Метапредметные общечеловеческие олимпиады дистанционные эвристические олимпиады. дистанционные эвристические олимпиады Центр дистанционного образования « Эйдос » (
Задание метапредметной общечеловеческой олимпиады СОКРАТ. " Я знаю, что ничего не знаю " – эту фразу приписывают древнегреческому мыслителю Сократу. Говорят, что после этой фразы он добавил " А другие не знают и этого ". Перечисли как можно больше того, чего именно ты не знаешь.
Что делаем в школе сегодня ! четко осознавать, что федеральные государственные образовательные стандарты – это развитие, это продолжение, а не отторжение. Поэтому необходимо шире использовать, все то, что уже наработано в школах ; тщательно изучить все документы по стандартам для того, чтобы спланировать совместную деятельность всех педагогов образовательного учреждения ; начинать работу по введению ФГОС в основной и старшей школе уже сегодня, ибо сейчас этим занимается исключительно начальная школа ; знакомиться и разрабатывать задания, уроки, курсы, программы метапредметной направленности ; проанализировать УМК с точки зрения соответствия требованиям ФГОС второго поколения ; осуществлять не только взаимодействие педагогов внутри отдельного образовательного учреждения но и в рамках сетевого взаимодействия ; осваивать новые технологии, менять позицию учителя. Самое трудное для учителя – изменить свою роль, стать модератором, тьютором, мотиватором, учить детей « учиться ».
« Метапредметы – это не заумь и не страшно. Этому можно достаточно быстро научиться » Нина Громыко ( к. ф. н., разработчик метапредметного подхода ) Мы, учителя, народ легко обучаемый, привычный к нововведениям, поэтому и метапредметность освоим.