История становления отечественного спец.(дефектологического) образования Тифлопедагогика
Тифлопедагогика является частью специальной педагогики. Развивалась на основе философии, на основе общедидактических принципов обучения. В Тифлопедагогике рассматривается развитие, воспитание людей с нарушением зрения.
История тифлопедагогики как науки Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих считается В. Гаюи, французский педагог, единомышленник и последователь Д. Дидро, основатель первых образовательных учреждении для слепых во Франции и России. Благодаря В. Гаюи не только началось систематическое обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации.
Л. Брайль, потерявший зрение в трехлетнем возрасте, воспитанник, а затем и тифлопедагог Парижского национального института слепых, стал автором изобретения, изменившего систему обучения слепых. Основанная на комбинациях шеститочия, его система рельефного письма охватывает буквенные, математические и иные символы, позволяя слепому свободно читать и писать.
Книгопечатание по Брайлю началось с 1852 г. во Франции. В России первая книга по Брайлю вышла в 1885 г.
Первое учебное заведение для слепых в России было организовано в 1807 г. при Смольнинской богадельне в С.-Петербурге. Детей учили Закону Божьему, пению, ремеслам. В течение ХIХ в. было открыто еще несколько школ для слепых, существовавших на средства Попечительства о слепых. Обучение велось по единому учебному плану и программам, действовали Единые правила приема в училища. Для большинства обучающихся обучение было платным и стоимость достаточно высока.
Школа-интернат 1 – первое и старейшее в России учебное заведение для слепых детей – начинает отсчет своей истории в 1881 году, когда известный политический и общественный деятель К.К.Грот открыл школу для 10 слепых мальчиков.
После Октябрьской революции в 1917 г. школы для слепых детей стали составной частью системы народного образования. В 1928 г. появились первые советские школьные программы для слепых. В начале 30-х гг. появляются первые классы охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразовательных школ, а с конца 30-х гг. открываются и первые школы для слабовидящих. Развитию этого нового направления в тифлопедагогике способствовала Ю. Д. Жаринцева.
Большой вклад в тифлопедагогику и разработку методик обучения слепых общеобразовательным предметам сделал профессор Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена Б. И. Коваленко. Он организовал в институте кафедру тифлопедагогики.
Основные направления развития современной отечественной тифлопедагогики: состояние и перспективы Кроме государственных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного вида дошкольники, находящиеся в условиях зрительной недостаточности, могут посещать Центры «Детский сад - начальная школа», функционирующие при общеобразовательных или специальных школах для детей с нарушениями зрения (коррекционно- образовательных учреждениях 3 и 4 вида). В Центрах «Детский сад - начальная школа» наряду с решением задач дошкольного воспитания и обучения, проведением коррекционно-развивающей и лечебно- восстановительной работы, реализуется первая ступень школьного образования (начальная школа).
На современном этапе в качестве основных по развитию данного направления отечественной тифлопедагогики выступают следующие задачи: изучение закономерностей и специальных условий воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, имеющих разный характер и глубину зрительных нарушений, а также детей, имеющих сочетанные нарушения развития; разработка теоретических основ и совершенствование методов воспитания обучения и развития детей дошкольного возраста, имеющих разный характер и глубину зрительных нарушений, а также детей, имеющих сочетанные нарушения развития; совершенствование приемов и средств коррекции вторичных отклонений в развитии детей с нарушениями зрения и воспитанников, имеющих сочетанные нарушения;
совершенствование программного, методического, организационного, дидактического и диагностического обеспечения процессов воспитания, обучения и развития дошкольников с нарушениями зрения; совершенствование работы по профилактике возникновения вторичных отклонений развития у детей с нарушениями зрения в дошкольном возрасте; разработка индивидуальных коррекционно-развивающих и реабилитационных программ, учитывающих особенности психофизического развития конкретного воспитанника; совершенствование в соответствии с развитием дошкольной педагогики и отечественной современной тифлологии нормативно-методических рекомендаций и положений, регламентирующих организацию и содержание работы в государственных и негосударственных образовательных дошкольных учреждениях.