М-0. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» I. Объект, предмет и задачи психологии II. Основные методы психологии III. Сознание как высшая форма отражения IV. Проблема биологического и социального в природе человека
Проблемы, исследуемые психологией: Как устроена психика человека? Как формируется личность, характер человека? Почему и как именно мы думаем, чувствуем, действуем? Каковы психологические различия между людьми? I. Объект, предмет и задачи психологии Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии. Психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной г. немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.
I. Объект, предмет и задачи психологии Структура психики Задачи психологии научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности, научиться управлять психическими процессами и состояниями, быть теоретической основой практики психологической службы. познаниеэмоцииповедение психика основные функции психики отражениерегуляция
II. Основные методы психологии Метод – это путь исследования или способ познания какой- либо реальности. Группы методов психологии: методы сбора информации; методы обработки данных; методы психологического воздействия. Методы сбора информации: - наблюдение; - опрос; - эксперимент; - тестирование. Иногда самое незначительное различие в условиях эксперимента имеет сильное воздействие на реакцию испытуемых Самонаблюдение – частный случай наблюдения
II. Основные методы психологии Методы психологического воздействия: Метод предъявления моделей Дискуссия Тренинг
III. Сознание как высшая форма отражения Сознание выступает в качестве высшей формы отражения внешних и внутренних явлений. Закон Клапареда Закон сдвига
III. Сознание как высшая форма отражения Структура личности / сознания по З. Фрейду Super ego Ego Id Сверхсознание: «Я должен» Сознание: «Я могу» Подсознание: «Я хочу» Зигмунд Фрейд,
III. Сознание как высшая форма отражения С.Л. Рубинштейн: принцип единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейн (1889 – 1960) Сознание в деятельности не только обнаруживается и проявляется, но созидается и определяется. Деятельность – активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство определенного продукта материальной или духовной культуры.
IV. Проблема биологического и социального в природе человека Человек – высокоорганизованное животное (созревание) Человек – социальное существо (научение) темперамент способности характер направленность биологическое социальное
Благодарю за внимание