А. Ф. Лосев
Профессор Нижегородского Университета Член Академии художественных наук; Профессор Московской консерватории Член философского общества памяти Вл. Соловьева Профессор Нижегородского Университета Член Академии художественных наук; Профессор Московской консерватории Член философского общества памяти Вл. Соловьева
Взгляды
традиций платонизма школы всеединства Вл.Соловьева, религиозно-философских идеи П.А.Флоренского. диалектического метода, который в его работах выступает как комбинация диалектики Гегеля (конкретное умозрение) с эйдетическим созерцанием Гуссерля. традиций платонизма школы всеединства Вл.Соловьева, религиозно-философских идеи П.А.Флоренского. диалектического метода, который в его работах выступает как комбинация диалектики Гегеля (конкретное умозрение) с эйдетическим созерцанием Гуссерля.
Классовый враг В 1930 обвинен в воинствующем идеализме, причислен к классовым врагам, арестован и осужден на 10 лет. Работал на строительстве Беломорканала, лесоповале, где получил тяжелую инвалидность, потерял зрение. По возвращении в Москву ему было запрещено печатать книги по философии. Занимался переводами, преподавал античную литературу и древние языки в провинциальных вузах. С 1942 работал в МГУ, откуда был удален как философ- идеалист, с 1944 в Московском педагогическом институте профессор на отделении классической филологии.
Научные труды Философия имени Античная философия истории Эстетика возрождения Диалектика мифа Музыка как предмет логики Дерзание духа
Философия имени Лосев разрабатывает философию языка, представляющую очерк всей философской системы, диалектически сконструированной. Согласно Лосеву, слово есть внешняя видимость эйдоса вещи, возникающая с диалектической необходимостью в процессе эволюции бытия, которое приходит к бытию для себя, т. е. самосознанию. Каждая сущность как определенное бытие, отличающееся от своего «инобытия», от меона (от принципа неопределенности), и, следовательно, содержащее в себе это инобытие, включает следующих 3 аспекта : 1) генологический аспект, выходящий за пределы существования и сравнивающий все существующее с несуществующим; 2) эйдетический аспект, или аспект формы как проявление смысла или идеи в вещи; 3) генетический аспект, или алогическое становление. Лосев разрабатывает философию языка, представляющую очерк всей философской системы, диалектически сконструированной. Согласно Лосеву, слово есть внешняя видимость эйдоса вещи, возникающая с диалектической необходимостью в процессе эволюции бытия, которое приходит к бытию для себя, т. е. самосознанию. Каждая сущность как определенное бытие, отличающееся от своего «инобытия», от меона (от принципа неопределенности), и, следовательно, содержащее в себе это инобытие, включает следующих 3 аспекта : 1) генологический аспект, выходящий за пределы существования и сравнивающий все существующее с несуществующим; 2) эйдетический аспект, или аспект формы как проявление смысла или идеи в вещи; 3) генетический аспект, или алогическое становление.
На основе научного историко- филологического анализа показано, как античные мыслители разрабатывали понятия времени и пространства, культуры и исторического процесса. В монографии дается широко обобщенная и развернутая характеристика эстетических воззрений одной из узловых эпох европейской истории - эпохи Возрождения. Философское сочинение А.Ф.Лосева `Диалектика мифа` (2 издание) включает не публиковавшиеся материалы, варианты последней главы, а также заявление автора в Главлит по поводу вставок в текст, послуживших причиной ареста
Итоги В своих книгах Лосев разрешает почти все частные проблемы языка. Лингвисты, способные понять его теорию в состоянии объяснить плодотворным способом многие черты в развитии языка. Более того, они могут преодолеть ассоцианизм и крайний психологизм и физиологизм в теории языка.