Цель : понять суть и смысл технологии эффективного чтения. Задача : сформировать навык работы по алгоритму. Чему должны научиться ( желаемый результат ): способности и умению самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Уметь выделять опорные слова, для того, чтобы составлять опорную сеть. Понимать авторскую позицию. Формировать свою позицию.
I.Проверка теоретической подготовки. Что такое дифференциальный алгоритм ? Опорные слова ? Опорная сеть ? доминанта.? несут основную опорные слова + смысловая часть смысловую вспомогательные то, чему хочет нагрузку слова научить нас автор истинное содержание Ход урока.
(1) На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2) Я первый раз в жизни здесь услышал музыку скрипку. (3) На ней играл Вася - поляк. (4) О чём же рассказывала мне музыка ? (5) О чём - то очень большом, (6) На что же это жаловалась она, на кого гневалась ? (7) Тревожно и горько мне, (8) Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище ! (9) Вася, не переставая играть, говорил : «(10) Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11) Если у человека нет матери, нет отца, не есть родина, он ещё не сирота. (12) Всё проходит : любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13) Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14) Написал на границе, прощаясь с родиной. (15) Он посылал ей последний привет. (16) Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор ». (17)« Спасибо вам, дяденька », прошептал я. (18)«3 а что, мальчик ?» -(19)«3 а то, что я не сирота ». (20) Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21) В эти минуты не было для меня зла. (22) Мир был добр и одинок так же, как я. (23) Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24) А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла, это и была моя родина. (25)... Прошло много лет. (26) И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27) Кругом пахло гарью, пылью. (28)1 вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29) Эта музыка разбередила воспоминания. (30) Когда - то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (31) Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда - то. (32) Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33) Она звала куда - то, заставляла что - нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34) Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. ( По В. Астафьеву ) II. Работа с текстом.
1. Внимательно прочитать текст, максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. 2. Выделить опорные слова. 3. Составить опорную сеть. 4. Ответить на вопросы. 5. Найти доминанту в тексте. ( Музыкой можно не просто наслаждаться, музыка – это то, что может заставить действовать. Автор привлекает нас, читателей, к размышлению над вопросом о роли музыки в жизни человека.) ДОМИНАНТА. Фрагмент повести Астафьева Виктора Петровича « Последний поклон ».
Невозможно не согласиться с Астафьевым. Есть много музыкальных произведений, песен, которые обладают уникальной способностью вести за собой людей, призывают их совершать поступки, идти к своей заветной цели. Примером может служить всем известная песня Священная война, написанная композитором А. В. Александровым и поэтом В. И. Лебедевым - Кумачом. Она стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. С этой песней, с ее суровым пафосом, вобравшим в себя и горечь, и боль, и гнев, русские люди шли на смертный бой. Вставали плечом к плечу на защиту Родины. Я надеюсь, что данный текст заставил вас задуматься о великой силе искусства, о роли музыки, которая сопровождает нас в жизни. Слово учителя.
Интегральный алгоритм. ( Зрительный образ ). Второй способ анализа текста.
Избу Матрёны до весны забили, и я переселился к одной из её золовок, неподалёку. Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что - нибудь о Матрёне и как - то с новой стороны осветила мне умершую. Ефим её не любил. Говорил : люблю одеваться культурно, а она кое - как, всё по - деревенски. А однаво мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завёл, к Матрёне и возвращаться не хотел. Все отзывы её о Матрёне были неодобрительны : и нечистоплотная она была ; и за обзаводом не гналась ; и не бережная ; и даже поросёнка не держала, выкармливать почему - то не любила ; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно ( и самый повод вспомнить Матрёну выпал некого было дозвать огород вспахать на себе сохою ). И даже о сердечности и простоте Матрёны, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением. И только тут из этих неодобрительных отзывов золовки выплыл передо мною образ Матрёны, какой я не понимал её, даже живя с нею бок о бок. В самом деле ! ведь поросёнок - то в каждой избе ! А у неё не было. Что может быть легче выкармливать жадного поросёнка, ничего в мире не признающего, кроме еды ! Трижды в день варить ему, жить для него и потом зарезать и иметь сало. А она не имела... Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев. Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по - глупому работающая на других бесплатно, она не скопила имущества к смерти. Грязно - белая коза, колченогая кошка, фикусы... Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. Текст Александра Исаевича Солженицына « Матренин двор ».
1.Выделение опорных слов. 2.Выделение смысловых лучей. 3.Выделение доминанты. ( Праведность не оценивается по достоинству окружающими. Вечная проблема – взаимоотношение между людьми. Эта проблема касается целого мира.) Ход работы с текстом.
I.а ) Что за помещение ? б ) Скрипка – обычный инструмент ? в ) Кого жалеет герой ? II. Что самое дорогое ? III. a) За что спасибо ? б ) Что изменилось в мире ? IV. а ) Место действия ? б ) Что случилось с музыкой ? в ) Что заставляет музыка ? г ) Кто не видел Родину ? Вопросы по тексту.
Смысловые лучи. Матрена Имущество коза Кошка Фикусы… Золовка селяне Вспоминали Нечистоплотная За обзаводом не гналась Не бережная Поросенка не держала Помогала бесплатно Говорила презрительно О сердечности Ефим Одевалась по-деревенски Не любил Завел сударку не понимал её Не гналась за нарядами Не выбивалась Не понятая всеми Брошенная Схоронившая 6 детей Чужая Смешная Работала бесплатно Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности.
« Не стоит село без праведника » – так гласит народная мудрость. А в рассказе А. Солженицына « Матренин двор » она становится проблемой, потому что эта праведность не оценивается по достоинству окружающими. Писатель обращает внимание на эту проблему, потому что она становится к вечным вопросам взаимоотношений между людьми. Автор, описывая жизнь и быт Матрены, подчеркивает ее духовные качества и мелочность окружающих ее людей. Она была во много раз богаче духовно, чем ее золовка, муж, селяне, которые недолюбливали эту женщину лишь за то, что она была бескорыстной, не жила ради вещей и во всем старалась помочь людям. Подняв эту проблему, Александр Солженицын заостряет внимание на том, что она касается не только конкретного села, но и целого мира. На праведности и бескорыстии держится этот мир, но, в наш век поклонения деньгам и роскоши, эти качества мало кто ценит, их принимают как что - то из ряда вон выходящее, при этом нередко пренебрегая и издеваясь над честными и искренними людьми. Слово учителя
Каким способом можно анализировать текст ? Ответ : Дифференциальным и интегральным. Вывод