Я – импрессия Гогена… (Лирическая героиня Венены Петровской) Выполнила: Кашафутдинова Елена студентка 11группы; Руководитель: Терехина Наталья Валентиновна Преподаватель литературы
Петровская Венена Павловна Сборник стихотворений «Краешек имени твоего
Цель : анализ поэтических текстов Венены Петровской, выявление своеобразных черт лирической героини, характеристика образа лирической героини. Гипотеза: если для мировоззрения лирической героини Венены Петровской характерна философия одиночества, опирающаяся на идею двоемирия, то можно говорить о проявлении традиций романтизма в творчестве поэтессы. Актуальность проблемы обусловлена тем, что в литературоведении отсутствуют работы по названной теме.
Филолог, преподаватель русского языка и литературы Ново- Ямской СОШ. С 1994г. живёт в Старице. Выпустила 3 сборника стихов: «Я в ночь смотрю»2004г., «словом трону губы»2007г., «Краешек имени твоего»2010г. В 2005г. получила премию«Звезда Верхневолжья» за лучшую литературную публикацию.
Лирическая героиня Петровской одинока в мире. Почему?
«но жизнь с коварством хищного зверька» «жестокий зверь - полуночная тишь».
Одиночество невыносимо, но оно порождено жизнью
Это «рай из бетона», где даже рассвет «каменный».
Идеальный мир – мир грез, сновидений, мечтаний.
Он житель надлунного мира. Она называет его ангелом «никаких прикосновений – ты прости за это, ангел…»
Символами горя можно считать цветы, камни «цветы с закрытыми глазами»
«Дорожные камни» - молчаливые свидетели побед и неудач, радости и несчастья, отрезков судьбы, периодов времени.
«Перед самым сном Возьму и подумаю Только о тебе…»
Жизнь человеческая на Земле – это спектакль, где каждый - актер «начинать – и не медля спектакль за кулисами своей тишины»
«Я из беловоронных. Не видали такой матрены?»
Главный путь единения с обществом лежит через творчество. «Открою форточку – летите, сны бумажные».
Открою форточку – летите, сны бумажные, Шепну вам адрес сонно. Там имя нацарапано мое На сотнях нерифмованных деревьев; Глаза температурящей весны – Пейзажные средь жЕлезобетОна – Не выплаканы в детских колыбелях. Летите, сны, со скоростью апреля, А капли белладонны на прием вас превратят, когда двенадцать бьет, в чужое имя … и тогда не дрейфьте, в чужие сны, которых кот набредил. Летите не в свое тысячелетье. Но это уже будет вторсырье.
Одиночество – болезнь? «глаза температурящей весны …не выплаканы в детских колыбелях»
В ином мире ее стихи станут «чужими снами» и чужим людям будет непонятен их первоначальный смысл.
Великая любовь, верность, творчество принадлежат вечности, это одни из главных ценностей, которые освещают путь людей
Вывод: Итак, лирическая героиня – одухотворенная, сложная, многогранная, одаренная, яркая личность, внутренний мир которой – целая Вселенная. Творчество для героини – попытка приоткрыть дверь в эту Вселенную. Как пишет Венена Петровская в сборнике «Краешек имени твоего»: «Мечтаю о том, чтобы слово мое стало Тебе близким…Это мой мир. И я хочу, чтобы Ты в нем побывал…» Мы убедились, что для мировоззрения лирической героини действительно характерна философия одиночества, опирающаяся на идею двоемирия. Эта особенность является характерной чертой поэзии романтизма и в качестве традиции романтизма свойственна направлению неосимволизма.