«Повышение эффективности уроков русского языка и литературного чтения путем использования новых технологий». Цель: Формирование быстрого и осознанного чтения учащихся; Выработка скоростного и грамотного письма. Учитель начальных классов МОУ Климовской СОШ 2 Самыко Т. В.
«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым не умея читать…» В.А.Сухомлинский
Способы чтения: непродуктивныепродуктивные Побуквенное Побуквенное Отрывистое слоговое Отрывистое слоговое Плавное слоговое; Плавное слоговое; Плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов;Плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов; Чтение целыми словами и группами слов;Чтение целыми словами и группами слов;
И. Т. Федоренко пришёл к выводу, что скорость чтения существенно влияет на качество запоминания материала: чем она выше, тем легче восприятие прочитанного.
осознанность беглость правильность выразительность компоненты
Упражнения, способствующие осознанности чтения Какое слово лишнее и почему? *красивый, синий, красный, жёлтый; *минута, время, час, секунда; Составь новое слово, взяв у каждого только первый слог: * колос рота ваза; *кора лото боксёр;* 1группа – логические упражнения
Найди слово в слове: Закончи предложение: По утрам у Айболита лечат зубы: Збреы, уызбр, итгыр, вдрыы, оыббр. 2 группа –игры со словами Гроза газета шоколадка шутка щепка кустарник
Составь предложения к теме урока: В школе. Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок. Восстанови текст: Да! Стать учёным не легко! Писать красиво не легко…. Вздохнём сначала глубоко….. 3 группа-работа с деформированными текстами
Упражнение «Чтение – разведка» ( дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы) Определение частей в тексте (дети определяют, есть ли в тексте вступление, основная и заключительная часть) Работа над заголовком. Выборочное чтение. Пересказ по вопросам. Составление плана текста. 4 группа-работа с текстом
Упражнения, способствующие правильности чтения Опиши предмет Повтори сходные по звучанию слова Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка… Выбери слова на данный звук из текста Заучивание четверостиший Повторение скороговорок Упражнения на развитие внимания
Чтение «перевёртышей» Анна, барабан на! Коту тащат уток. У лип Лёша нашёл пилу. Чтение слов, отличающихся одной буквой Мел –мель -мыл- мыль – мал – мял; Мышка – мишка –мошка – миска; Упражнения со словами
Упражнения, способствующие беглости и выразительности 2 группа- артикуляционны е упражнения 1группа- дыхательные упражнения 3 группа – упражнения для расширения поля зрения 4 группа- произнеси сочетание звуков
Чтение шёпотом – громко – про себя Хоровое чтение Чтение с убыстрением Многократное чтение «Буксир» Чтение по таблице согласных
Формирование орфографической зоркости зависит от уровня развития оперативной (кратковременной) памяти Упражнения, способствующие развитию оперативной памяти Словарные диктанты ; Зрительные диктанты ; Экспозиционное письмо; Распространение предложений; Восстановление деформированного текста.
Словарный диктант «Кто больше запомнит» по методике И.Т.Федоренко Первая цепочка из 3 слов: лиса, заяц, медведь; сорока, ворона, воробей; пенал, карандаш, тетрадь. Вторая цепочка из 4 слов: картофель, капуста, морковь, помидор; береза, осина, ольха, каштан; кастрюля, сковорода, тарелка, стакан. Следующая цепочка состоит из 5 слов.
Распространение предложений. Вода затопила. oОтветы учащихся: Вода затопила берег. Вода затопила низкий берег. Мутная вода затопила норки маленьких зверьков. Около леса вода затопила бревенчатый домик старого лесника.
Зрительные диктанты, основанные на русских народных пословицах и поговорках. Набор 1 1) Утро мудро ) Будь здоров ) Делай добро ) День-трудень ) Беда ум родит ) С делом не шути. 12-6
Несмотря на то, что роль телевидения и компьютеризации в получении информации, восприятии окружающего мира занимает с каждым днём всё большее место, чтение остаётся одним из способов интеллектуального развития личности ребёнка. «…самое колоссальное орудие многостороннего образования – чтение » чтение »А.Г.Герцен