5 класс. Каратанова Марина Николаевна, МОУ СОШ 256, г.Фокино.
Как нету на свете без ножек столов, Как нету на свете без рожек козлов, Котов без усов и без панцирей раков, Так нет в арифметике действий без знаков.
Тема знакомая, не правда ли? Ты знаешь, что сложение – одно из арифметических действий, причем не самое сложное. В истории математики известен такой случай. Однажды, а было это в Германии, в конце 18 века, для того чтобы заставить учеников поработать, учитель дал им задание подсчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Каково же было его удивление, когда уже через несколько минут один ученик сказал ему ответ. Этот ученик, Карл Фридрих Гаусс, а ему было тогда 10 лет, стал одним из великих математиков мира. Как вы думаете, как маленькому Гауссу удалось быстро подсчитать сумму?
А вы заметили, что у слов сложный и сложение почему-то общий корень Может мы не все знаем о сложении? Конечно, не всё. Например, с его помощью можно найти последующее число для любого натурального числа. Интересно! Ребята, подскажите, как это можно сделать…
Если прибавить к натуральному числу единицу, то получится следующее за ним число.
??? Сумма Слагаемые
Сложение чисел можно изобразить на координатном луче х х +4
Изобрази сложение на координатном луче: х +2 Проверка
Изобрази сложение на координатном луче: х +2 Проверка х +4 Какой вывод можно сделать?
Сумма чисел не изменяется при перестановке слагаемых
Изобрази сложение на одном координатном луче: Проверка(2) х Какой вывод можно сделать?
Чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить первое слагаемое, а потом к полученной сумме – второе слагаемое.
Найдите результат сложения: Какой вывод можно сделать?
х +0 Если прибавить к числу нуль, то получится данное число.
Вычисли удобным способом: 120
А теперь, вычисли самостоятельно: Проверка
Найдите сумму числа на лепестке и 99 Объясните, как легко устно можно найти сумму данных чисел
Как устно сложить 18 и 146? Вот так: =144+(18+2)=144+20=164 или так =(146+4)+14=150+14=164
Можно знать правила – и не уметь складывать многозначные числа. Проверим. Реши задачу: Гуляя после уроков, мальчики и девочки произносят каждый день слов по делу, 5316 – со смыслом, – не задумываясь, а 379 слов лучше было бы вообще не произносить. Сколько всего слов в день говорится мальчиками и девочками, гуляя после уроков?
Это рассказ о маленьком Гауссе, который впоследствии стал великим Карлом Фридрихом Гауссом. Это случилось, когда маленький Гаусс еще посещал начальную школу. Однажды учитель задал нелегкую задачу: сложить числа 1, 2, 3 и т.д. до 100. Он надеялся освободить себе немного времени, пока ученики будут заняты нахождением суммы такого длинного ряда чисел, и был поэтому неприятно удивлен, когда маленький Гаусс шагнул вперед в то время, как остальные ученики еще только собирались приступить к работе, положил грифельную доску на конторку учителя и сказал: "Готово". Учитель даже не взглянул на доску маленького Гаусса, так как был совершенно убежден, что ответ неверен, и собирался строго наказать мальчика за нескромность. Дождавшись, пока остальные ученики выполнили задание и сложили свои доски на доску маленького Гаусса, он вытащил ее (ведь она лежала в самом низу) и посмотрел. Каково же было удивление учителя, обнаружившего на Доске одно-единственное число и притом верное. Какое это было число и как, маленький Гаусс его нашел?"
Расставь в кружках девять цифр, чтобы сумма их на каждой стороне была 20. Печать Дополнительное задание.
Задание на дом Учить свойства Решать 230, 231