ГИА-9 по химии: итоги, выводы и рекомендации Маршанова Г.Л., председатель РПК Тарасова Н.М., зам. председателя РПК Москва, 2013
Нормативная база ГИА-9 КИМ для ГИА выпускников основной школы разрабатываются на основе следующих документов: - Обязательный минимум содержания основного общего образования по химии (Приказ Министерства образования России от ); - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования РФ от ). На основании этих документов составляются два других: - Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2013 г. государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по химии; - Спецификация контрольныех измерительных материалов для проведения в 2013 г. государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования.
В основной школе – оценка эффективности: - учебно-методического обеспечения; - предпрофильной подготовки; - работы учителя и образовательного учреждения. В старшей школе: - формирование профильных классов; - построение индивидуальной образовательной траектории; - организация элективных курсов. Использование результатов ГИА-9
Об изменениях в КИМ ГИА для выпускников 9 классов в 2013 г. Химия – принципиальных изменений нет. Экзаменационная работа 2013 г. по своей структуре и содержанию аналогична работе 2012 г. Небольшие изменения были в содержательных акцентах отдельных заданий. ФИПИ были предложены задания на усиление практико-ориентированной составляющей С3; были включены вопросы, предусматривающие проверку умений работать с информацией, представленной в различных формах, а также по проверке умения осуществлять простейшие логические операции.
Распределение заданий экзаменационной работы по содержательным блокам курса химии
Структура варианта экзаменационной работы в 2013 г. Всего 22 задания: - 15 заданий (А1-А15) – с выбором ответа; - 4 задания (В1, В2, В3, В4) – с кратким ответом; - 3 задания (С1, С2, С3) – с развёрнутым ответом. Доля заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности составила в работе 68%, 18% и 14% соответственно.
Шкала перевода первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Распределение участников экзамена по административным округам города Москвы В ГИА-9 по химии в 2013 г. приняло участие 7319 человек, что составляет 11,42% от общего числа участников государственной итоговой аттестации в новой форме. Самый активный участник ЮЗАО: 143 образовательных учреждения, 1024 выпускника основной школы.
Динамика востребованности экзамена по химии в формате ГИА-9 в городе Москве в гг.
Общее распределение участников экзамена по химии по баллам в 2013 году В полном объеме справились с работой - получили максимальный первичный балл чел. ( 7,77% от общего числа экзаменуемых). Общее количество учащихся, не справившихся с экзаменационной работой по химии, составляет 112 чел. (1,5% от общего числа экзаменуемых).
Общее распределение отметок по пятибалльной шкале, полученных выпускниками в 2013 году
Результаты выполнения экзаменационной работы по химии в формате ГИА-9 по административным округам Москвы в 2013 г. ( в % от общего числа экзаменуемых)
Результаты выполнения экзаменационной работы по химии в формате ГИА-9 по административным округам Москвы в 2012 и 2013 гг. (по традиционной 5-балльной шкале отметок)
Результаты выполнения части А экзаменационной работы выпускниками 9 классов города Москвы в 2012 и 2013 гг. (по ср. % выполнения от общего числа экзаменуемых)
Результаты выполнения части В экзаменационной работы выпускниками 9 классов города Москвы в 2012 и 2013 гг. (по ср. % выполнения от общего числа экзаменуемых)
Результаты выполнения части С экзаменационной работы выпускниками 9 классов города Москвы в 2012 и 2013 гг. (по ср. % выполнения от общего числа экзаменуемых)
Элементы содержания, усвоенные выпускниками 9 классов на недостаточном уровне
Результаты выполнения заданий экзаменационной работы в 2013 г. Наименее всего сформированы умения: называть соединения изученных классов неорганических веществ и органических веществ по их формуле; объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов; взаимосвязь классов неорганических веществ; составлять молекулярные и ионные уравнения реакций; характеризовать химические свойства веществ – представителей различных классов неорганических соединений (оксидов, кислот, оснований, солей); взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ и некоторых представителей органических веществ;
Результаты выполнения заданий экзаменационной работы в 2013 г. Наименее всего сформированы умения: определять принадлежность веществ к определенному классу соединений; типы реакций по нескольким известным классификациям одновременно; возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ; применять теоретические знания для распознавания изученных газообразных веществ, растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов, кислот, щелочей и солей по наличию в их растворах катионов и анионов; хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для критической оценки информации о веществах, используемых в быту; вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакций.
Основные рекомендации учителям химии по подготовке к ГИА-9 в учебном году Усовершенствовать методический инструментарий по формированию у учащихся умения грамотно и корректно решать расчетные задачи, демонстрируя знание общих формул для расчетов и умение ими оперировать. Больше уделять внимания: - формированию у учащихся умения комплексного применения знаний и умений из всех разделов школьного курса химии; - изучению материала практико-ориентированного и экспериментального характера; - выполнению демонстрационного и ученического эксперимента (реального, а не виртуального) в полном объеме и не допускать подмены ученического эксперимента демонстрационным. Особо обратить внимание учащихся на порядок и правила работы на экзамене: недопустимость в чистовике экзаменационной работы лишних записей, соблюдение порядка записи знака и величины заряда иона и степени окисления, четкость записи сокращенного ионного уравнения. Использовать учебники, имеющие гриф Минобрнауки России и включенные в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих общего образования и имеющих государственную аккредитацию на учебный год.
Методическая помощь по подготовке к ГИА-9 в учебном году Материалы, размещенные на официальном сайте ФИПИ ( - кодификатор элементов содержания, спецификация КИМ, демонстрационный вариант КИМ; - учебно-методические материалы для председателей и членов предметных региональных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом (часть 3) экзаменационных работ выпускников основной школы; Учебные издания, разработанные специалистами ФИПИ специально для оказания методической помощи учителям и учащимся в осуществлении эффективной подготовки к ГИА-2014 по химии; Учебные пособия, имеющие гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях». Курсовая подготовка на кафедре методики преподавания химии МИОО по теме «Подготовка учащихся к итоговой аттестации (ГИА)» (