Теория и практика реализации ACM/CMMN в различных бизнес-отраслях Кузин В.Е. Заместитель генерального директора ЗАО «Мосфлоулайн» по ИТ 1ЗАО "Мосфлоулайн", 2013 (c)
Реализация ACM/CMMN на производственном предприятии ЗАО «Мосфлоулайн»: Основана в 1994 Лидер рынка трубопроводов предизолированных ППУ (теплосетей и нефтепроводов) Около 800 сотрудников Годовой оборот: ~ 2 млрд руб 22 ЗАО "Мосфлоулайн", 2013 (c)
Условия ведения бизнеса сегодня ЗАО "Мосфлоулайн", 2013 (c)3 Высокая конкуренция и динамичная окружающая среда Позаказное производство ( времена, когда на склад из месяца в месяц производился определенный ассортимент ПРОШЛИ ) =>Постоянное изменение номенклатуры Расширение/сокращение рынка (бизнеса) Ограниченные ресурсы (LEAN)
Потребности бизнеса: Достижение бизнес-целей ( повышение рентабельности инвестиций, увеличение сегмента рынка и т. д. ) в условиях постоянных «бизнес-помех» Маневренность (agility) компании ( возможность быстрой «перестройки» процессов, вывода новой номенклатуры и т. д. ) ЗАО "Мосфлоулайн", 2013 (c)4
Потребности бизнеса (2): Прозрачность процессов (возможность быстро найти место «утечки» ресурсов и «узких мест») Переход к «экономике знаний»: передача принятия решений на операционный уровень (сотрудники становятся экспертами в определенной области знаний) ЗАО "Мосфлоулайн", 2013 (c)5
Аналогичные потребностиу… Сети автотехцентров (процесс подготовки и проведения технического обслуживания и ремонта) Страховой компании (управление дебиторской задолженностью, обработка страховых случаев) ЗАО "Мосфлоулайн", 2013 (c)6
ЧТО ДЕЛАТЬ? РЕШЕНИЕ: Создать систему адаптивного управления бизнесом, обеспечивающую достижение его целей за счет: выстраивания гибких скоординированных бизнес процессов, организационных структур, ориентированных на достижение целей ЗАО "Мосфлоулайн", 2013 (c)7
ЧТО ДЕЛАТЬ? (2) навигации в пространстве возможных решений мониторинга текущего состояния бизнеса в реальном времени, сравнении его с запланированным, анализа причин отклонений и генерации корректирующих воздействий путем изменения плановой траектории, запуска/остановки соответствующих бизнес-процессов ЗАО "Мосфлоулайн", 2013 (c)8
Две парадигмы управления бизнес-процессами - I Ориентированная на процессы (process-centric) Ориентированная на данные (data-centric) 1. Алгоритмический подход: описывает «КАК ДЕЛАТЬ» 1. Декларативный подход: описывает «ЧТО ДЕЛАТЬ» 2. Последовательность действий определяется алгоритмом 2. Последовательность и набор действий определяется состоянием системы (данными) 3. Использование данных ограничено 3. Сочетает данные и поведение ЗАО "Мосфлоулайн", 2013 (c)9
Две парадигмы управления бизнес-процессами - II ЗАО "Мосфлоулайн", 2013 (c)10 Ориентированная на процессы (process-centric) Ориентированная на данные (data-centric) 4. Регламентированные, предопределенные, повторяющиеся процессы 4. Гибкие, адаптивные процессы Область применения: Автоматизированное исполнение регламентов («конвейер»): банки, страховые компании, госучреждения Область применения: Гибкие, адаптируемые процессы: обработка залогов в банках, бюджетирование, ТОРО, позаказное производство и проектирование.
Разработка системы управления бизнесом включает: Создание комплексной динамической модели предприятия, включающей: Создание процессора комплексной динамической модели предприятия, обеспечивающего: описания бизнес-процессов определения целей, представленные в виде интегрированных показателей, описывающих запланированное состояние бизнеса на различных уровнях управления описание системы управления, обеспечивающей достижение поставленных бизнес-целей прямое непосредственное исполнение моделей бизнес- процессов контекстно-зависимый выбор конкретной реализации сервиса в зависимости от текущего состояния бизнес-системы модификацию моделей бизнес- процессов в процессе их исполнения ZAO "Mosflowline", 2013 (c)
Разработка системы управления бизнесом (2) определения ресурсов (материальных, людских, информационных) используемых в бизнес-процессах описание оргструктуры, определяющей подчиненность участников бизнес-процессов и ответственность за достижение целей ZAO "Mosflowline", 2013 (c) Комплексная динамическая модель предприятия должна позволять проводить автоматизированную верификацию целостности как на этапе разработки, так и на этапах модификации в рамках совершенствования бизнес-процессов
Достигнутые результаты Операционная и информационная метамодели бизнес-системы Исполняемая комплексная динамическая модель предприятия: –Предприятие представляется в виде совокупности декларативных высказываний, включающих: иерархию целей, организационную структуру, отображение дерева целей на организационную структуру, иерархию бизнес- процессов (на основе нотации IDEF0), отображения бизнес- процессов на организационную структуру предприятия, описания материальных, информационных, людских и других ресурсов в виде единой семантической сети (сущности, отношения, классы) ZAO "Mosflowline", 2013 (c)13
Достигнутые результаты (2) Исполняемая комплексная динамическая модель предприятия : –Декларативные высказывания представлены в виде предикатов первого порядка, определенных в операционной и информационной метамоделях бизнес-системы –Позволяет проводить верификацию целостности описаний бизнес-процессов, непротиворечивости модели после внесения в нее изменений (на основе процедур контроля непротиворечивости совокупности предикатов) ZAO "Mosflowline", 2013 (c)14
Достигнутые результаты (3) Процессор модели предприятия, обеспечивающий: –Непосредственное исполнение (интерпретацию) модели без промежуточной трансляции в исполняемый программный код –Реализацию базовых принципов стандарта CMMN : o планирование исполнения экземпляров бизнес- процессов o спецификации поведения на основе декларативных описаний/правил o задания, (иерархические) этапы and предусловия, цели ZAO "Mosflowline", 2013 (c)15
Достигнутые результаты (4) Процессор модели предприятия, обеспечивающий: –гибкую (настраиваемую) навигацию пользователя, предоставляя выбор запуска наиболее подходящих бизнес- процессов для обработки текущей ситуации –стандартный интерфейс доступа к данным предприятия –стандартный (самонастраиваемый) web-интерфейс пользователя ZAO "Mosflowline", 2013 (c)16
Достигнутые результаты (5) Система управления бизнесом : –Более 100 одновременно работающих пользователей (у каждого несколько десятков одновременно выполняющихся процессов). Масштабируемость системы ограничена аппаратными возможностями (сейчас работает на 4-х ядерном сервере Intel Xeon с 16 ГБ ОЗУ) –Интегрирована с бухгалтерией, PDM, системой календарного планирования производства и другими информационными системами через ESB (ApacheMQ) на платформе Talend ZAO "Mosflowline", 2013 (c)17
За рубежом… (мировой опыт) Действует ежегодный семинар (Adaptive CM workshop) Решения в области Adaptive Case Management: –Framesolutions (Норвегия) (проекты в министерстве пищевой промышленности, администрации судебного производства, транспортных перевозках) –ISIS Papyrus (Австрия) papyrus.com ЗАО "Мосфлоулайн", 2013 (c)18
Теоретические основы комплексной динамической модели предприятия Предприятие – сложная система, поведение которой может быть представлено в виде траектории в многомерном пространстве состояний: F(x, x, w) = 0 : x- вектор переменных состояния предприятия, v- производные переменных состояния (скорость, темп изменения скорости) w- вектор переменных, определяющих состояние окружающей среды Направленной на достижение цели – точки или поверхности в пространстве состояний Ilia Bider, AdaptiveCM Workshop ZAO "Mosflowline", 2013 (c)
Формализация предприятия как сложной системы BS = BS – предприятие (сложная система) S – пространство состояний предприятия, {G} – совокупность целей, организованных в виде дерева, ребра которого представляют отношения логического следования, {A} – набор сервисов (действий), реализуемых с помощью бизнес-процессов, ориентированных на достижение целей (например, выполнение производственного заказа, внесение изменений в спецификацию заказа и т. д.), SS – структура системы, обеспечивающей реализацию сервисов и достижение целей, {R} – совокупность ресурсов, используемых и потребляемых в ходе реализации бизнес-процессов (материалы, оборудование, персонал, информация) ZAO "Mosflowline", 2013 (c)
Базовые блоки исполняемой комплексной модели предприятия Дерево целей, интегрированное с организационной структурой, определяющее структуру пространства состояний предприятия Иерархические модели сервисов, реализующих переходы бизнес-системы между состояниями Семантическая сеть, описывающая предметную область ZAO "Mosflowline", 2013 (c)
Дерево целей, интегрированное с организационной структурой ZAO "Mosflowline", 2013 (c)
Формальное представление сервиса бизнес-системы 23ZAO "Mosflowline", 2013 (c) {Xi(t)}- входные ресурсы {Ck(t)} -управляющие сигналы (цели) {Yj(t)}- выходные ресурсы {Ms}- персонал, оборудование, инструмент {Sm} - начальные, конечные, аварийные состояния
Пример сервиса Si - Спецификация заказа подготовлена техническим отделом и готова к расценке Ss- Ценовое предложение было подготовлено и согласовано с заказчиком Sa- Ценовое предложение было подготовлено, но не было согласовано ИЛИ было подготовлено не вовремя из-за нестандартных требований ZAO "Mosflowline", 2013 (c)
ЗАО "Мосфлоулайн", 2013 (c)25
Формальное представление поведения предприятия – операционная метамодель Матаппарат: логика предикатов первого порядка Базовые понятия: Business System, Service, Business Process, Planned Event, Planned Event Participant, Actual Event, Actual Event Participant, etc. Доступна по адресу: systems.ru/business-system-operation- metamodel systems.ru/business-system-operation- metamodel ZAO "Mosflowline", 2013 (c)
ZAO "Mosflowline", 2013 (c)
Информационная модель сервиса (фрагмент) ZAO "Mosflowline", 2013 (c)
Информационная модель предприятия – семантическая сеть: Сущность Отношение – Задаваемое явно – Вычисляемое с помощью предикатов с помощью лямбда выражений Класс (множество), определяемое с помощью – перечислений – операций над множествами (+, /, *, x) – предикатов ZAO "Mosflowline", 2013 (c)
Формальное представление информационной модели предприятия – информационная метамодель матаппарат: предикаты первого порядка доступна по адресу: systems.ru/description-of-acm-and-im- interpreters/ ZAO "Mosflowline", 2013 (c)30
Информационная метамодель предприятия ZAO "Mosflowline", 2013 (c)
Семантическая сеть (пример) ZAO "Mosflowline", 2013 (c)
Унифицированный web-интерфейс пользователя ZAO "Mosflowline", 2013 (c)
Унифицированный конструктор информационных объектов ZAO "Mosflowline", 2013 (c)
Стандарт CMMN, базовые понятия - I ЗАО "Мосфлоулайн", 2013 (c)35 Задание – то, над чем работают Этап – средство иерархической группировки заданий
Стандарт CMMN, базовые понятия - II Цель – операционная бизнес-цель Ход «обработки» ситуации определяется запросами пользователя и логическими условиями ЗАО "Мосфлоулайн", 2013 (c)36
Планирование обработки ситуации в CMMN ЗАО "Мосфлоулайн", 2013 (c)37
«Живой» пример в CMMN ЗАО "Мосфлоулайн", 2013 (c)38
Методология реализации BPM/ACM на производственном предприятии - I 1.Построение дерева целей в виде логически следующих друг из друга высказываний и его отображения на оргструктуру 2.Декомпозиция бизнес-функций в соответствии с деревом целей и оргструктурой ЗАО "Мосфлоулайн", 2013 (c)39
Методология реализации BPM/ACM на производственном предприятии - II 3.Построение информационной модели в виде семантической сети, определяющей структуру пространства состояний бизнеса ЗАО "Мосфлоулайн", 2013 (c)40
Методология реализации BPM/ACM на производственном предприятии - III 4.Построение декларативных описаний бизнес-процессов в виде совокупности бизнес-функций, с заданными пред- и пост-условиями в виде предикатов 1- го порядка, выраженных через «ребра» семантической сети ЗАО "Мосфлоулайн", 2013 (c)41
Спасибо за внимание! Контакты для обсуждения: – Кузин В. Е. – – ЗАО "Мосфлоулайн", 2013 (c)42