Методы АСПО в ВУЗе Попова Галина Викторовна, доцент кафедры педагогики и психологии управления социальными системами
«Активное социально- психологическое обучение» (АСПО) АСПО - психолого-педагогическая форма выработки и совершенствования умений и навыков взаимодействия в обществе, осуществляемая в условиях групповой учебно- тренировочной деятельности. Отношения в учебной группе при этом являются моделью отношений в социуме. АСПО применяется как для формирования специфических коммуникативных умений у представителей профессий, работающих с людьми (руководителей, психологов, юристов, медиков и т.п.), так и в целях повышения общей психологической компетентности, упорядочения культуры психической деятельности организации.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом на самостоятельное овладение студентом знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.
Профессональная компетентность концептуальная компетентность владение теми общепринятыми основами знания, на которых базируется профессиональная практика; техническая компетентность комплекс умений по применению практического инструментария соответственно возникающим целям профессиональной деятельности; профессиональная коммуникативная компетентность развитые коммуникативные навыки, вербальные и невербальные, чувствительность к групповым процессам и умение их интерпретировать, высокий уровень осознавания и понимания себя и других людей; контекстуальная компетентность владение социальным контекстом, в котором существует профессия; адаптивная компетентность способность предвидеть и пе рерабатывать изменения в профессии, приспосабливаться к изменяющимся условиям тренерской практики; интегративная компетентность предполагает умение мыслить в логике профессии, принимать обоснованные решения, решать возникающие проблемы и расставлять приоритеты так, как это принято в данной профессии.
Использование АСПО в процессе обучения в вузе позволяет Конкретному обучающемуся приобрести: 1.опыт активного освоения содержания будущей профессиональной деятельности во взаимосвязи с практикой; 2.развитие личностной рефлексии как будущего профессионала в определенной области; 3.освоение нового опыта профессионального взаимодействия 4.Интеграцию профессиональных компетентностей
АСПО в вузе позволяет Учебной группе приобрести: развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе; формирование ценностно-ориентационного единства группы; поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации; принятие нравственных норм и правил совместной деятельности; развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии
АСПО в вузе В системе «преподаватель- группа» способствует: нестандартному отношению к организации образовательного процесса; формированию мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в профессиональных ситуациях.
Методы АСПО а) дискуссионные :различные варианты «мозгового штурма», групповая дискуссия, разбор практических ситуаций, анализ сконструированных ситуаций (case study) и т.п.; б) игровые методы :деловые игры, дидактические и управленческие игры, ролевые игры, организационно- деятельностные игры и др.; в) социально-психологические тренинги (коммуникативные постановка поведенческих навыков; сенситивные тренировка межличностной чувствительности; коррекционные тренинги преодоление личностных комплексов и барьеров в общении, приобретение полезных навыков взаимодействия; бизнес- тренинги отработка умений и техник продаж, ведения переговоров, решения конфликтных ситуаций и мн. др.).
Профессионально- ролевой тренинг Обеспечивает Погружение студента в профессиональную ситуацию Личностную вовлеченность Рефлексию Стремление к профессиональному самоопределению и самосовершенствованию
Алгоритм создания профессионально-ролевого тренинга Инциденты, кейсы Ролевое разыгрывание Обратная связь : личная рефлексия, итоговая групповая конференция