Отчет по проекту Ф-44-5 «Реализация комплексной программы модернизации системы профессионального образования Саратовской области» Исполнитель: ООО «ВЕЖА»
Анализ социально-экономического развития Саратовской области: от прошлого к будущему
Задачи исследования Общий обзор социально-экономического развития области и изменение ее позиций относительно среднероссийского уровня и соседних регионов Определение основных «кластеров» исходя из сложившихся тенденций развития области Участие области в реализации федеральных стратегий и программ Выбор трех «кластеров» для разработки комплексной программы модернизации систем профессионального образования
Основные характеристики социально- экономического развития Саратовской области 1999 г.2008 г.2009 г На душу населения к среднему по РФ, в %: - ВРП62,053,0… - конечное потребление62,871,8… - валовое накопление основного капитала58,547,8*… Производительность труда, в % к средней по России61,354,8… Доля валовой добавленной стоимости в выпуске, в %51,749,0… Доля занятых в численности населения области, в %44,146,646,9 Уровень безработицы, в %10,77,98,8 Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, в % от общей численности 38,421,019,4 * г.
ВРП на душу населения, в % к среднероссийскому уровню
Темпы роста, в % к 1994 г. ВРП, в текущих ценахчисленности населения
Изменение численности населения Саратовской области, в среднем в год, чел.
Индекс физического объема ВРП, в сопоставимых ценах, в % к 1994 г. Индекс-дефлятор ВРП, в % к 1994 г.
Индекс физического объема, в сопоставимых ценах, в % промышленного производства, к 1994 г. по ОКОНХ и к 2004 г. по ОКВЭД продукции сельского хозяйства, в % к 1994 г.
Продуктивность экономики и производительность труда Доля ВДС в выпуске, в % к среднему по РФ ВДС на 1 занятого, в % к среднему по РФ
Индекс производительности труда, в сопоставимых ценах 1994 г., в %
Доля занятых в общей численности населения, в %
Уровень безработицы по методологии МОТ, в %
ВРП, фактическое конечное потребление и валовое накопление основного капитала в Саратовской области, в % к среднероссийскому уровню
Фактическое конечное потребление на душу населения, в % к среднероссийскому уровню
Реальные доходы на душу населения, в % к 1994 г.
Среднемесячная начисленная заработная плата*, в % к среднероссийскому уровню * - с учетом межрегиональных различий в уровнях цен
Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, в %
Валовое накопление основного капитала на душу населения, в % к среднероссийскому уровню
Отношение валового накопления основного капитала к ВРП, в %
Структура ВРП по видам экономической деятельности 2004 г г. (оценка) Раздел А Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Раздел В Рыболовство, рыбоводство Раздел С Добыча полезных ископаемых Раздел D Обрабатывающие производства Раздел Е Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Раздел F Строительство Раздел G Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Раздел Н Гостиницы и рестораны Раздел I Транспорт и связь Раздел J Финансовая деятельность Раздел K Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Раздел L Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование Раздел M Образование Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг Раздел O Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
Доля валовой добавленной стоимости в выпуске Саратовской области в 2007 г., в % Раздел А Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Раздел В Рыболовство, рыбоводство Раздел С Добыча полезных ископаемых Раздел D Обрабатывающие производства Раздел Е Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Раздел F Строительство Раздел G Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Раздел Н Гостиницы и рестораны Раздел I Транспорт и связь Раздел J Финансовая деятельность Раздел K Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Раздел L Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование Раздел M Образование Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг Раздел O Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
Структура отгруженной продукции в 2009 г., в % Раздел С Добыча полезных ископаемых Подраздел DA Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака Подраздел DB Текстильное и швейное производство Подраздел DC Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви Подраздел DD Обработка древесины и производство изделий из дерева Подраздел DE Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность Подраздел DF Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов Подраздел DG Химическое производство Подраздел DH Производство резиновых и пластмассовых изделий Подраздел DI Производство прочих неметаллических минеральных продуктов Подраздел DJ Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий Подраздел DK Производство машин и оборудования Подраздел DL Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования Подраздел DM Производство транспортных средств и оборудования Подраздел DN Прочие производства Раздел Е Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Индекс физического объема отгруженной продукции, в сопоставимых ценах, в % Разделы А+В Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство Раздел С Добыча полезных ископаемых Подраздел DA Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака Подраздел DB Текстильное и швейное производство Подраздел DC Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви Подраздел DD Обработка древесины и производство изделий из дерева Подраздел DE Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность Подраздел DF Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов Подраздел DG Химическое производство Подраздел DH Производство резиновых и пластмассовых изделий Подраздел DI Производство прочих неметаллических минеральных продуктов Подраздел DJ Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий Подраздел DK Производство машин и оборудования Подраздел DL Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования Подраздел DM Производство транспортных средств и оборудования Подраздел DN Прочие производства Раздел Е Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Раздел F Строительство Раздел I Транспорт и связь
Структура занятости в 2009 г., в % Раздел А Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Раздел В Рыболовство, рыбоводство Раздел С Добыча полезных ископаемых Раздел D Обрабатывающие производства Раздел Е Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Раздел F Строительство Раздел G Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Раздел Н Гостиницы и рестораны Раздел I Транспорт и связь Раздел J Финансовая деятельность Раздел K Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Раздел L Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование Раздел M Образование Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг Раздел O Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
Структура занятости в обрабатывающих производствах в 2009 г., в % Подраздел DA Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака Подраздел DB Текстильное и швейное производство Подраздел DC Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви Подраздел DD Обработка древесины и производство изделий из дерева Подраздел DE Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность Подраздел DF Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов Подраздел DG Химическое производство Подраздел DH Производство резиновых и пластмассовых изделий Подраздел DI Производство прочих неметаллических минеральных продуктов Подраздел DJ Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий Подраздел DK Производство машин и оборудования Подраздел DL Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования Подраздел DM Производство транспортных средств и оборудования Подраздел DN Прочие производства
Отгруженная продукция на 1 занятого в обрабатывающих производствах в 2009 г., тыс. руб. Подраздел DA Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака Подраздел DB Текстильное и швейное производство Подраздел DC Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви Подраздел DD Обработка древесины и производство изделий из дерева Подраздел DE Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность Подраздел DF Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов Подраздел DG Химическое производство Подраздел DH Производство резиновых и пластмассовых изделий Подраздел DI Производство прочих неметаллических минеральных продуктов Подраздел DJ Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий Подраздел DK Производство машин и оборудования Подраздел DL Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования Подраздел DM Производство транспортных средств и оборудования Подраздел DN Прочие производства
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата и выплаты социального характера в расчете на одного работника (по видам экономической деятельности) в 2009 г., рубль Раздел А Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Раздел В Рыболовство, рыбоводство Раздел С Добыча полезных ископаемых Раздел D Обрабатывающие производства Раздел Е Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Раздел F Строительство Раздел G Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Раздел Н Гостиницы и рестораны Раздел I Транспорт и связь Раздел J Финансовая деятельность Раздел K Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Раздел L Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование Раздел M Образование Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг Раздел O Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата и выплаты социального характера в расчете на одного работника (по обрабатывающим производствам) в 2009 г., рубль Подраздел DA Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака Подраздел DB Текстильное и швейное производство Подраздел DC Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви Подраздел DD Обработка древесины и производство изделий из дерева Подраздел DE Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность Подраздел DF Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов Подраздел DG Химическое производство Подраздел DH Производство резиновых и пластмассовых изделий Подраздел DI Производство прочих неметаллических минеральных продуктов Подраздел DJ Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий Подраздел DK Производство машин и оборудования Подраздел DL Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования Подраздел DM Производство транспортных средств и оборудования Подраздел DN Прочие производства
Структура основных фондов в 2009 г., в % Раздел А Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Раздел В Рыболовство, рыбоводство Раздел С Добыча полезных ископаемых Раздел D Обрабатывающие производства Раздел Е Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Раздел F Строительство Раздел G Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Раздел Н Гостиницы и рестораны Раздел I Транспорт и связь Раздел J Финансовая деятельность Раздел K Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Раздел L Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование Раздел M Образование Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг Раздел O Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности, в % 2005 г г. Раздел А Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Раздел В Рыболовство, рыбоводство Раздел С Добыча полезных ископаемых Раздел D Обрабатывающие производства Раздел Е Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Раздел F Строительство Раздел G Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Раздел Н Гостиницы и рестораны Раздел I Транспорт и связь Раздел J Финансовая деятельность Раздел K Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Раздел L Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование Раздел M Образование Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг Раздел O Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
Доля инвестиций в основной капитал обрабатывающих производств в общем объеме инвестиций в экономику области в 2005 и 2009 г., в % Подраздел DA Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака Подраздел DB Текстильное и швейное производство Подраздел DC Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви Подраздел DD Обработка древесины и производство изделий из дерева Подраздел DE Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность Подраздел DF Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов Подраздел DG Химическое производство Подраздел DH Производство резиновых и пластмассовых изделий Подраздел DI Производство прочих неметаллических минеральных продуктов Подраздел DJ Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий Подраздел DK Производство машин и оборудования Подраздел DL Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования Подраздел DM Производство транспортных средств и оборудования Подраздел DN Прочие производства
Структура затрат организаций на исследования, разработки и технологические инновации в 2008 г., рубль Подраздел DA Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака Подраздел DB Текстильное и швейное производство Подраздел DC Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви Подраздел DD Обработка древесины и производство изделий из дерева Подраздел DE Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность Подраздел DF Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов Подраздел DG Химическое производство Подраздел DH Производство резиновых и пластмассовых изделий Подраздел DI Производство прочих неметаллических минеральных продуктов Подраздел DJ Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий Подраздел DK Производство машин и оборудования Подраздел DL Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования Подраздел DM Производство транспортных средств и оборудования Подраздел DN Прочие производства
Конкурентные преимущества Саратовской области : Значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов (строительное сырье, углеводороды, горючие сланцы и другие); Высокая обеспеченность региона электроэнергией, возможность размещения на территории области энергоемких производств; Удачное географическое расположение относительно ключевых рынков сбыта (Центральная Россия, Казахстан), развитая региональная транспортная инфраструктура; Наличие природно-климатических условий для высокоэффективного сельскохозяйственного производства; Высокий образовательный уровень экономически активного населения, наличие высокого научно-технического и инновационного потенциала; Низкая себестоимость строительства жилья, промышленной и коммерческой недвижимости (и, как следствие, низкие арендные ставки на недвижимость). Факторы, сдерживающие развитие области : Старение население, рост демографической нагрузки, сокращение численности занятых; Изношенные основные фонды, недостаточное распространение новых технологий, низкая конкурентоспособность производимой продукции, низкая производительность труда; Слабое использование существующего инновационного потенциала; Низкая инвестиционная активность, Снижение качества человеческого капитала региона за счет миграции наиболее образованной и компетентной части экономически активного населения.
Участие Саратовской области в реализации федеральных стратегических документах Концепция долгосрочного развития России до 2020 г.: модернизация производств в старопромышленных районах ПФО Транспортная стратегия до 2030 г.: – до 2015 года: - строительство обхода Саратовского железнодорожного узла; - строительство и реконструкция объектов в аэропорту Саратова; - реконструкция элементов Саратовского гидроузла на р. Волге; – в годах: - строительство мостового перехода через р. Волгу на участке Анисовка – Саратов; - организация скоростного движения ( км/ч) по направлениям Москва – Рязань - Мичуринск – Саратов, Самара – Саратов, Саратов – Волгоград; - открытие курсирования пассажирских 2-этажных вагонов на направлении Москва – Тамбов – Саратов. Стратегия развития энергетики: перевооружение существующих станций Стратегия развития АПК (госпрограмма до 2012 г.): племенное животноводство, поддержка элитного семеноводства, развитие производства льна, рапса, закладка многолетних насаждений Стратегия ПФО (проект). Основным стратегическим приоритетом на годы будет являться: создание крупного пищевого комплекса на базе развитого сельского хозяйства, модернизация электротранспортного машиностроения, развитие транспортного комплекса: строительство обхода Саратовского железнодорожного узла и строительство совмещенного автомобильного с железнодорожным мостового перехода в южном направлении через р. Волга в районе пос. Увек, развитие кластера промышленности стройматериалов на основе имеющегося цементного сырья, фосфоритов, строительных, балластных и стекольных песков, строительных глин и камня, возможно создание инновационных производств в регионе в условиях избытка электроэнергии и имеющейся базы машиностроения. Стратегию развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года (проект): создание в каждом субъекте РФ производства номенклатуры современных высококачественных энергосберегающих и конкурентоспособных стройматериалов, изделий и конструкций с учетом потребностей и имеющейся сырьевой базы
Анализ стратегических документов социально- экономического развития Саратовской области Направления социально-экономического развития Саратовской области определяются следующими основными документами: 1.Схема территориального планирования Саратовской области (приложение к Постановлению Правительства Саратовской области от 28 декабря 2007 г. 477-П) 2.Концепция региональной информатизации Саратовской области до 2010 года 3.Комплексная программа антикризисных мер Саратовской области на годы
Выбор видов экономической деятельности исходя из сложившейся ситуации Доля вида деятельност и в ВДС Доля ВДС в выпуске Структура отгруженной продукции Структура занятости Структура основных фондов Структура инвестиций Начисленная заработная плата на 1 работника Структура затрат организаций на исследовани я и разработки 2008 Отношение инвестиций к отгруженной продукции Раздел А+Bсельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство 13,964,5***13,95,66,28107,8 - - Раздел Cдобыча полезных ископаемых 3,064,05,80,52,46,320384,2 - - Раздел Dобрабатывающие производства 19,234,961,215,18,115,912127,277,350,8 Подраздел DA производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака *** 18,92,4***3,311282,41,334,0 Подраздел DG химическое производство *** 10,80,7***3,216275,94,358,1 Подраздел DI производство прочих неметаллических минеральных продуктов *** 6,31,3***2,413546,214,273,9 Подраздел DJ металлургическое производство и производство готовых металлических изделий *** 3,01,0***0,712262,2***42,6 Подраздел DK производство машин и оборудования *** 3,81,9***0,311881,4***16,3 Подраздел DL производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования *** 6,13,1***1,013021,946,633,0 Подраздел DM производство транспортных средств и оборудования *** 4,41,5***0,511579,51,021,6 Раздел EПроизводство и распределение электроэнергии, газа и воды 8,742,232,24,09,912,616640,613,786,7 Раздел Fстроительство 7,645,0***6,80,91,214469,9 - - Раздел Gоптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 12,066,0***16,61,82,09781,3 - - Раздел Hгостиницы и рестораны 0,852,4***1,40,60,27863,6 - - Раздел Iтранспорт и связь 11,951,8***9,240,025,917669,76,7*** Раздел Jфинансовая деятельность 0,185,9***1,30,81,124549,2 - - Раздел Kоперации с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 6,959,7***5,115,216,116180,5 - - Раздел Lгосударственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 6,068,6***5,36,81,718585,9 - - Раздел Mобразование 4,367,3***9,63,94,510240,2 - - Раздел Nздравоохранение и предоставление социальных услуг 4,560,2***7,52,43,910857,1 - -
Выбор трех приоритетных секторов экономики Строительство Производство строительных материалов Строительный комплекс Электроника Приборостроение Транспортное машиностроение Бытовая техника Машиностроение Растениеводство Животноводство Переработка сельскохозяйственной продукции Производство удобрений АПК
Разработка прогноза кадровых потребностей ключевых отраслей экономики Саратовской области
Определение кадровых потребностей по ключевым секторам экономики Саратовской области на долгосрочном горизонте планирования
Анализ отраслевой структуры экономики Саратовской области 2005 год 2009 год Лидеры по производству ВРП: «Обрабатывающие производства», «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», «Оптовая и розничная торговля», «Транспорт и связь»
Анализ структуры спроса экономики Саратовской области на подготовку кадров 2005 год 2009 год Лидеры по числу занятых: «Оптовая и розничная торговля», «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство»,«Обрабатывающие производства»
Анализ структуры спроса экономики Саратовской области на подготовку кадров Количество свободных рабочих мест (вакантных должностей), заявленных работодателями в органы службы занятости – также показатель спроса экономики в кадрах. Численность свободных рабочих мест ежегодно сокращается, в 2009 г. по отношению к 2005 г. она уменьшилась в 2,3 раза.
Математическая модель прогнозирования ежегодной дополнительной потребности экономики по 28 видам экономической деятельности и 28 укрупненным группам специальностей Математическая модель формирования прогнозных потребностей в квалифицированных кадрах в разрезе 28 укрупненных групп специальностей основывается на следующих положениях: 1.Расчет прогноза среднегодовой численности работников для видов экономической деятельности до 2020 года. 2.Определение составляющих потребности, которая будет рассчитываться для каждого ВЭД. 3.Построение прогноза распределения потребностей в работниках по уровню образования и видам экономической деятельности. 4.Построение нормативной матрицы весовых коэффициентов профессионально- квалификационного соответствия (ПКС) выпуска специалистов для 28-ми укрупненных групп специальностей (УГС) по 28 видам экономической деятельности и трех уровней образования. 5.Пересчет ежегодной потребности в специалистах уровня образования из разреза видов экономической деятельности в разрез УГС.
Моделирование значений ежегодной дополнительной потребности (ЕДП) Ежегодная дополнительная потребность в работниках (ЕДП) Естественно- возрастное выбытие Развитие \ сокращение
Расчет дополнительного спроса и дополнительного предложения
Параметры модели - дополнительный спрос, - численность работников в периоде, - фактическая численность работников на рынке труда, - поток выбытия трудовых ресурсов с рынка труда за период, - изменение численности работников на рынке труда за период, - дополнительное предложение на рынке труда, - выпускники системы профессионального образования - переподготовленные и переобученные безработные, - приехавшие трудовые мигранты, - естественно-возрастное выбытие, - эмигранты, - индекс изменения численности работников, - индекс изменения совокупных затрат труда, - индекс изменения ВВП - индекс изменения производительности труда - показатель баланса спроса и предложения на рынке труда
Возможные сценарии социально-экономического развития Саратовской области*, определяющие сценарии расчетов ЕДП 1.Инерционный сценарий социально-экономического развития - обеспечивает прирост ВРП в 2,4 раза и требует роста инвестиций в 2,5 раза (к уровню 2007 года) 2. Ресурсно-инвестиционный сценарий социально-экономического развития - обеспечивает прирост ВРП в 3,1 раза и требует роста инвестиций в 4 раза (к уровню 2007 года) 3.Инновационный сценарий социально-экономического развития - обеспечивает прирост ВРП в 4,3 раза и требует роста инвестиций в 6 раз (к уровню 2007 года) *Стратегический план социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года/ ЗАО «Консалтинговая группа «РОЭЛ Консалтинг»
Блоки сценариев расчета ежегодной дополнительной потребности экономики в кадрах Блок сценариев 1 Расчет ЕДП для трех сценариев (инерционный, ресурсно-инвестиционный и инновационный) с использованием: различных индексов ВРП по каждому сценарию на основе данных «РОЭЛ Консалтинг» одинаковых темпов роста производительности труда по каждому сценарию, рассчитанных на основе оценок Исполнителя Блок сценариев 2 Расчет ЕДП для трех сценариев с использованием: различных индексов ВРП по каждому сценарию на основе данных «РОЭЛ Консалтинг» различных темпов роста производительности труда по каждому сценарию, полученных на основе зависимости производительности труда от инвестиций Блок сценариев 3 Расчет ЕДП для трех сценариев с использованием: различных индексов ВРП различных темпов роста производительности труда по каждому сценарию на основе данных «РОЭЛ Консалтинг»
Прогнозная динамика ЕДП, рассчитанная по 9 возможным сценариям развития, для ключевого сектора экономики «Агропромышленный комплекс»
Прогнозная динамика ЕДП, рассчитанная по 9 возможным сценариям развития, для ключевого сектора экономики «Машиностроение и металлообработка»
Прогнозная динамика ЕДП, рассчитанная по 9 возможным сценариям развития, для ключевого сектора экономики «Строительство»
Расчет прогнозной ежегодной дополнительной кадровой потребности экономики трех ключевых секторов экономики Саратовской области на примере сценария (блок 1, инерционный сценарий) 1-ый этап: Расчет среднегодовой численности занятых по видам экономической деятельности для трех ключевых секторов экономики Саратовской области
Расчет прогнозной ежегодной дополнительной кадровой потребности экономики трех ключевых секторов экономики Саратовской области 2-ой этап: Расчет ежегодной дополнительной потребности (ЕДП) по видам экономической деятельности для трех ключевых секторов экономики Саратовской области
Расчет прогнозной ежегодной дополнительной кадровой потребности экономики трех ключевых секторов экономики Саратовской области 3-ий этап: детализация полученных прогнозных значений ежегодной дополнительной потребности по трем уровням профессионального образования: высшему, среднему и начальному
Расчет прогнозной ежегодной дополнительной кадровой потребности экономики трех ключевых секторов экономики Саратовской области 4-ый этап: детализация полученных прогнозных значений ежегодной дополнительной потребности ключевых секторов экономики Саратовской области в кадрах с ВПО, СПО, НПО по выделенным укрупненным группам специальностей (УГС) 1.Выпускники УГС в большей мере обеспечивают потребности данных ключевых секторов экономики 2.По УГС ведется подготовка в образовательных учреждениях Саратовской области в гг. 3.По специальностям, относящиеся к таким УГС, разрабатываются образовательные программы модернизации. При выделении УГС были учтены следующие особенности:
Матрица профессионально-квалификационного соответствия для ВПО, связывающая ВЭД ключевых секторов с выделенными УГС
Матрица профессионально-квалификационного соответствия для СПО, связывающая ВЭД ключевых секторов с выделенными УГС
Матрица профессионально-квалификационного соответствия для НПО, связывающая ВЭД ключевых секторов с выделенными УГС
Прогнозная ежегодная дополнительная потребность ключевых секторов экономики Саратовской области в специалистах с ВПО на 2013 год
Прогнозная ежегодная дополнительная потребность ключевых секторов экономики Саратовской области в специалистах с СПО на 2013 год
Прогнозная ежегодная дополнительная потребность ключевых секторов экономики Саратовской области в специалистах с НПО на 2013 год
Прогнозная ежегодная дополнительная потребность ключевых секторов экономики Саратовской области в специалистах на 2013 год по укрупненным группам специальностей ВПО СПО НПО Физико - математические науки Естественные науки Гуманитарные науки Экономика и управление Сфера обслуживания Сельское и рыбное хозяйство Геодезия и землеустройство Геология, разведка и разработка полезных ископаемых Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника Металлургия, машиностроение и металлообработка Транспортные средства Приборостроение и оптотехника Электронная техника, радиотехника и связь Автоматика и управление Информатика и вычислительная техника Химическая техника и биотехнологии Воспроизводство и переработка лесных ресурсов Технология продовольственных товаров и потребительских продуктов Строительство и архитектура Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды280000
Анализ возможности региональной системы профессионального образования в обеспечении кадровой потребности экономики
Анализ предложения рабочей силы на рынке труда Дополнительное предложение на рынке труда складывается как за счет выпускников системы образования, так и за счет безработных граждан и зарубежных трудовых мигрантов. Среди источников дополнительного спроса наибольшее значение имеют выпускники системы профессионального образования, значительное влияние оказывают безработные граждане, влияние зарубежных трудовых мигрантов ниже двух других источников
Анализ рынка образовательных услуг в Саратовской области Осуществлен детальный анализ рынка образовательных услуг: анализ направлений и специальностей подготовки по уровням образования; анализ бюджетной и внебюджетной подготовки в государственном и негосударственном секторах системы образования; анализ миграционных потоков выпускников 9 и 11 классов анализ кадрового обеспечения потребности экономики Саратовской области
Анализ рынка образовательных услуг в Саратовской области Анализ динамики выпусков из государственных образовательных учреждений в разрезе уровней образования показал, что образовательный уровень молодежи постоянно растет.
Анализ рынка образовательных услуг в Саратовской области Кроме того, анализ ряда форм государственной статистической отчетности показал, что Саратовская область является регионом-«реципиентом», т.е. регионом, в котором число выпускников школ меньше приема в ГОУ системы профессионального образования. В течении последних 5 лет происходит одновременное сокращение числа выпускников 11-ых классов и приема в ГОУ ВПО
Анализ кадрового обеспечения потребности экономики Саратовской области В настоящее время Саратовская область справляется с обеспечением экономики в квалифицированных кадрах за счет системы профессионального образования, однако в будущем к 2015 году государственная система образования не сможет в полной мере удовлетворить дополнительную потребность рынка труда в квалифицированных кадрах всех образовательных уровней год
Общие выводы аналитической части проекта В процессе выполнения проекта были решены следующие задачи: 1. Проведен анализ отраслевой структуры экономики Саратовской области, структуры спроса экономики Саратовской области на подготовку кадров. 2. Сформирован прогноз до 2020 года ежегодной дополнительной потребности экономики Саратовской области в квалифицированных кадрах по 28 видам экономической деятельности и 28 укрупненным группам специальностей. 3. Сформирована ежегодная дополнительная кадровая потребность экономики трех ключевых секторов экономики Саратовской по различным сценариям. 4. Сформирована ежегодная дополнительная кадровая потребность экономики трех ключевых секторов экономики Саратовской области по актуальным для этих секторов образовательным специальностям. 5. Проведен количественный анализ предложения рабочей силы на рынке труда с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования, включающий динамику безработицы и трудовых мигрантов. 6. Осуществлен детальный анализ рынка образовательных услуг.
Разработка новых образовательных программ по трем уровням образования и трем стратегически значимым секторам экономики
Перечень разработанных образовательных программ Высшее образование Агроинженерия. Технический сервис в агропромышленном комплексе. Квалификация Бакалавр. Наземные транспортно-технологические комплексы. Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование. Квалификация Бакалавр Строительство. Промышленное и гражданское строительство. Квалификация: Бакалавр Среднее профессиональное образование Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции Технология машиностроения. Вариант 1 Технология машиностроения. Вариант 2 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений Начальное профессиональное образование Мастер сельскохозяйственного производства Наладчик технологического оборудования (электронная техника) Наладчик станков и оборудования в механообработке. Мастер сухого строительства.
Модернизация системы профессионального образования Саратовской области в целях реализации стратегии социально-экономического развития региона Саратовская область Проект программы Разработчик ООО «ВЕЖА»
Саратовская область Границы Программы * Зона прямого действия Зона влияния Зона интересов Функциональные Временные * - Период оценки полученных результатов
Саратовская область Карта заинтересованных сторона модернизации системы профессионального образования Саратовской области Человеческий потенциал Система образования и ПК Инвесторы, Стратеги Инфраструктура рынка труда Поведенческие модели
Сценарии развития Саратовской области Сценарий инерционного развития Сценарий ресурсно-инвестиционного развития Сценарий инновационного развития 76
Сценарий инерционного развития 1.Сценарий инерционного развития характеризуется сохранением сложившейся структуры промышленного и аграрного комплексов в экономике. Вследствие исчерпания возможностей восстановительного роста, снижения уровня отдачи на инвестиции и отсутствия радикальных изменений в фундаментальных факторах, определяющих конкурентоспособность экономики региона, среднегодовые темпы роста ВРП будут постепенно падать и в целом за гг. составят 4,5%. 77
Сценарий ресурсно-инвестиционного развития 2. Сценарий ресурсно-инвестиционного развития опирается на наиболее полное вовлечение в хозяйственный оборот и рациональное использование имеющихся ресурсов Саратовской области (минерально-сырьевых, трудовых, финансовых и инновационных ресурсов, основных производственных фондов). Сценарий предполагает обеспечение высоких и устойчивых темпов развития промышленного и аграрного комплексов области. Экономика развивается темпом до 6,5% в год. 78
Сценарий инновационного развития 3. Сценарий инновационного развития наряду с максимальным использованием ресурсного потенциала области предполагает прорыв в достижении качественно нового уровня конкурентоспособности экономики области на базе инноваций и развития новых бизнесов. Сценарий предполагает реализацию на территории области масштабных инвестпроектов, привлечение в область бизнесов, позволяющих увеличить уровень технологических переделов и повысить добавленную стоимость в экономике. Экономика выходит на траекторию роста с темпом 8-8,5% в год. Инновационный сценарий выступает в качестве целевого для экономической и социальной политики области, поскольку только он в полной мере позволяет изменить положение области в структуре экономики РФ и обеспечить конкурентный уровень и качество жизни в области 79
Инвестиционное обеспечение сценариев развития Сценарий инерционного развития обеспечивает прирост ВРП в 2,4 раза и требует роста инвестиций в 2,5 раза (к уровню 2007г.) Сценарий ресурсно-инвестиционного развития обеспечивает прирост ВРП в 3,1 раза и требует роста инвестиций в 4 раза (к уровню 2007г.) Сценарий инновационного развития обеспечивает прирост ВРП в 4,3 раза и требует роста инвестиций в 6 раз (к уровню 2007г.) 80
Саратовская область Проблемы системыпрофессионального образования Саратовской области Проблемы системы профессионального образования Саратовской области 1.Не выступает фактором социально-экономического развития региона: дисбалансы по уровням профессионального образования и в профессионально-квалификационном разрезе, несовпадение профессиональных компетенций выпускников и требуемых на рабочих местах умений и навыков 2.Сеть учреждений довузовского профессионального образования фрагментирована, слабо управляема в силу ведомственной разобщенности, в количественном отношении избыточна и экономически неэффективна, не консолидирует образовательные ресурсы и не использует их в сетевом режиме 3.Происходит «сворачивание» областной подсистемы НПО за счет расширения потенциала сегмента ВПО, что во многом обусловлено резким снижением спроса на рабочие профессии со стороны населения области 4.Региональные рынки труда и профессионального образования не имеют институционально оформленных способов трансляции требований друг к другу
Саратовская область 5.В системе профессионального образования отсутствует «прозрачность» и открытость деятельности учебных заведений 6.Региональные организационно-экономические механизмы функционирования учреждений НПО/СПО неэффективны - наблюдается отсутствие прямой зависимости объемов финансирования и конечных результатов деятельности образовательных учреждений 7.Региональная система довузовского профессионального образования малопривлекательная для работодателей 8.Результаты функционирования системы профессионального образования по объемам подготовки кадров (по уровням образования и по отраслям) и их качественным характеристикам слабо соответствуют требованиям рынка труда и задачам развития ключевых секторов экономики Саратовской области
Саратовская область 1.Применение «векторных стратегий» долгосрочного планирования (задается не конечное состояние системы, а траектория первоначального движения, которая подвергается постоянной корректировке) 2.Основным направлением соответствия результатов деятельности областной системы профессионального образования должно выступать не столько наращивание объемов подготовки востребованных кадров, сколько трансформация качественных характеристик их образования (освоение профессиональных и общих компетенций) Целевые установки при разработке программы
Саратовская область Векторные стратегии I.Дальнейшая регионализация системы профессионального образования Саратовской области: 1) передача полномочий в отношении отраслевых государственных учреждений СПО областного подчинения министерству образования области; 2) процесс поэтапной передачи части учреждений СПО федерального подчинения в ведение региона II.Реструктуризация и ребрендинг региональной системы профессионального образования: исключение из региональной сети практически всех учреждений НПО и расширение подготовки по рабочим профессиям в многоуровневых учебных заведениях – техникумах и колледжах (программы НПО, СПО, подготовка и переподготовка, повышение квалификации). Перевод учебных заведений в статус автономных
Саратовская область Векторные стратегии III.Изменение содержательных и технологических параметров профессионального образования для обеспечения гибкости, адаптивности и мобильности системы в условиях быстроменяющегося спроса слабоструктурированных рынков. В основе - модульно-накопительный принцип организации образовательных ресурсов IV.Создание специального институционального дизайна системы взаимодействия рынков труда и образования: региональный центр оценки и сертификации профессиональных квалификаций и компетенций, региональная маркетинговая служба, центр исследований рынка труда и др.
Саратовская область Цель Программы Модернизация региональной системы профессионального образования для кадрового обеспечения перспективного социально-экономического развития Саратовской области Задачи 1.Внедрение модели государственно-общественного управления системой профессионального образования 2.Формирование государственно-общественной системы управления содержанием и результатами профессионального образования 3.Развитие системы переподготовки и повышения квалификации кадров для реализации программы модернизации профессионального образования
Саратовская область I. Планирование развития региональной системы профессионального образования на основе прогноза кадровых потребностей Формирование региональной системы прогнозирования потребности экономики в квалифицированных кадрах Рынок труда Система образования Министерство занятости, труда и миграции области Министерство образования области Государственное автономное учреждение «Центр кадровой политики Саратовской области» Региональный кадровый портал Саратовской области (администрируется министерствами)
Разработка регламента формирования ежегодного регионального заказа на подготовку кадров за счет средств областного бюджета в областные учреждения профобразования и конкурсного порядка его размещения Государственное автономное учреждение «Центр кадровой политики Саратовской области» Разработка среднесрочных и долгосрочных прогнозов кадровых потребностей экономики области Формирование проектов ежегодного регионального заказа на подготовку кадров, переподготовку и повышение квалификации кадров всех уровней образования Мониторинг регионального рынка труда по показателям актуальных и перспективных требований работодателей к уровню и качественным параметрам профессиональных квалификаций работников Разработка на основе учета требований работодателей предложений для формирования вариативной составляющей ФГОС нового поколения Информационно-аналитическое обеспечение деятельности служб по профориентации молодежи Поддержка и техническое обслуживание деятельности Регионального кадрового портала Саратовской области Саратовская область
II. Развитие организационно-экономических и финансовых механизмов регулирования региональной системы профессионального образования Комплексный план развития сети учреждений профессионального образования (утверждается Правительством области) Поэтапная передача части ГОУ СПО федерального подчинения в ведение области - по особому графику в соответствии с Комплексным планом развития сети Поэтапный перевод бюджетных учреждений профессионального образования в статус автономных учреждений - по особому графику в соответствии с Комплексным планом развития сети
Саратовская область Оснащение ресурсных центров для приоритетных секторов экономики области - по особому графику в соответствии с Комплексным планом развития сети Реализация сетевых образовательных программ по современным производственным технологиям на базе областных ресурсных центров (на основе регионального нормативного и методического обеспечения) Формирование многоуровневых образовательных комплексов довузовского профессионального образования в статусе государственных автономных учреждений СПО с филиальной сетью - по особому графику в соответствии с Комплексным планом развития сети Машиностроение и металлообработка, строительный комплекс, агропромышленный комплекс
Саратовская область III. Обеспечение разработки, внедрения и сопровождения профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями регионального рынка труда Областной методический депозитарий (на базе ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО») на условиях открытого доступа к учебно- методическим комплексам Экспертный совет при министерстве образования области с участием работодателей - экспертиза учебно-методических комплексов Концепция вариативной составляющей ОПОП НПО/СПО в Саратовской области и План мероприятий по ее реализации Введение критериев, показателей и норм, связанных с качеством ОПОП НПО/СПО, в процедуры аккредитации учебных заведений, аттестации работников Разработка соответствующих методических документов - примерные учебные планы по профессиям и специальностям НПО/СПО; примерные региональные учебные программы и т.д.)
Саратовская область IV. Формирование независимой системы оценки качества профессионального образования на уровне региона Наделение полномочиями Регионального центра оценки и сертификации квалификаций при ТПП области как регионального сегмента общероссийской системы сертификации квалификаций Сертификация квалификаций выпускников учреждений НПО/СПО для приоритетных секторов развития экономики области: машиностроение, строительство, сельское хозяйство Общественно-профессиональная оценка профессиональных образовательных программ (соответствующее Положение). Организатор - ГАУ «Центр кадровой политики Саратовской области» Подготовка ежегодного публичного отчета по результатам деятельности общественно-профессиональной системы оценки качества профессионального образования. Размещение - Региональный кадровый портал Саратовской области
Саратовская область V. Внедрение модели повышения квалификации работников сферы профессионального с использованием механизмов персонифицированного финансирования, накопительной системы и зачетных единиц по индивидуальным образовательным траекториям Региональный заказ на повышение квалификации целевых групп специалистов (колич. и качеств. требования к ПК) Повышение квалификации работников сферы профессионального образования Введение модели персонифицированного финансирования ПК (соответствующее Положение) Введение модульно-накопительной системы ПК (соответствующее Положение) Создание Регионального депозитария программ и программных модулей ПК на общедоступном сайте в сети Интернет Концепция развития региональной системы ПК и План мероприятий по ее реализации
Саратовская область VI. Мониторинг и организация информационного сопровождения реализации Программы 1.Формирование регионального сегмента информационной системы мониторинга модернизации профессионального образования 2.Информационное сопровождение реализации мероприятий Программы Конфликтные ситуации при реструктуризации сети и реорганизации учебных заведений (сокращение штатов, политический аспект и т.д.) Возникновение социально-психологической напряженности в педагогическом сообществе как реакция на участие работодателей и местного сообщества в процедурах оценки деятельности учреждений и педагогов, введение новых подходов к процедурам итоговой аттестации выпускников и аккредитации образовательных учреждений в том числе, по минимизации рисков: