LOGO Журавлева Ольга Николаевна, Руководитель ресурсного центра ГОУ СОШ 597 г.Москва ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Смотреть и видеть – не одно и то же! Смотрят все зрячие, а видят те, кто пытаются вникнуть в суть явления. Психологические основы исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности приобретение учащимися навыков исследования развитие исследовательского мышления активизация личностной позиции в познании ОУРЦ 597 "Мыследеятельностная педагогика. Эпистемотека"
Формы организации исследовательской деятельности Элементы исследования в рамках базовых учебных курсов Элементы исследования в пространстве занятия Специальные курсы, направленные на развитие исследовательских способностей Исследовательские специализации Индивидуальные исследовательские работы Выездные исследовательские школы Проблемные семинары и круглые столы Конференции исследовательских работ Конкурсы исследовательских работ Научное общество учащихся Экспедиции и выезды ОУРЦ 597 "Мыследеятельностная педагогика. Эпистемотека"
Основные типы творческих работ учащихся, организуемых проектным методом РеферативныеСбор и представление информации по избранной теме ПроектныеДостижение и описание заранее спланированного результата Лабораторно- практические Постановка эксперимента с заранее известным результатом в иллюстративных целях Описательно- натуралистические Фиксация результата сбора данных по определенной методике ИсследовательскиеИзвлечение нового знания из изучаемого предмета (на основе самостоятельно собранных и обработанных данных) ОУРЦ 597 "Мыследеятельностная педагогика. Эпистемотека"
Исследование и проектирование Параметры различия ИсследованиеПроектирование Отношение к категории времени Носит вневременной характер Связано с настоящим. Нацелено в будущее ПродуктЗнаниеПроект Критерий результативности ИстинностьРеализуемость ОУРЦ 597 "Мыследеятельностная педагогика. Эпистемотека"
Исследовательские способности: видеть проблемы; выстраивать версии; вырабатывать гипотезы; наблюдать; искать и вычленять нужную информацию; проводить эксперименты; анализировать полученные сведения; обобщать и формулировать выводы; транслировать знания; рефлексировать путь познания. ОУРЦ 597 "Мыследеятельностная педагогика. Эпистемотека"
Структура исследовательской работы Проблема Тема, актуальность Цель исследования Задачи исследования Гипотеза Методики исследования Результаты Выводы ОУРЦ 597 "Мыследеятельностная педагогика. Эпистемотека"
Элементы исследовательской деятельности МыследеятельностныеПрезентационныеКоммуникативныеПоисковыеИнформационные ОУРЦ 597 "Мыследеятельностная педагогика. Эпистемотека"
ВЫБОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ И ТЕМАТИКИ ДЕТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Наличие собственной практики преподавателя исследовательской работы по теме Возможность консультационной помощи специалистов Особенности контингента учащихся, на который ориентированы исследования Степень связи с базовой программой ОУРЦ 597 "Мыследеятельностная педагогика. Эпистемотека
Пример тем исследовательских работ Шоколад(соль, сахар, жевательная резинка) – вред или польза Как мультфильмы влияют на психику ребенка Моя родословная Профессии наших родителей Мальчики и девочки Почему высохла лужа Война и наша семья. Семейные традиции( реликвии). Мое имя Энциклопедия одного слова(вещи,здания…) История одного открытия Почему пингвины не летают. ОУРЦ 597 "Мыследеятельностная педагогика. Эпистемотека
ВЫБОР ТЕМЫ, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ Соответствие тематики данному в теоретическом курсе материалу Доступность темы и объема работы возможностям ученика Адекватная формулировка темы исследования Соответствие задач цели, адекватность гипотезы исследования Учет индивидуальных склонностей и предпочтений конкретных учеников ОУРЦ 597 "Мыследеятельностная педагогика. Эпистемотека
СБОР И ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Доступность объема работ для учащегося Доступность объекта исследования Адекватность методики сбора и обработки объекту и условиям исследований Соблюдение методических и этических требований ОУРЦ 597 "Мыследеятельностная педагогика. Эпистемотека
АНАЛИЗ, ВЫВОДЫ Различие описательной и аналитической частей работы; Выводы как обобщение полученных данных и выводы как умозаключение на основе данных; Наличие обсуждения, сравнения данных с литературными источниками; Соответствие результатов и выводов поставленным целям и задачам, сформулированной гипотезе ОУРЦ 597 "Мыследеятельностная педагогика. Эпистемотека
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ Соответствие формата представления работы формальным требованиям; Адекватное отражение всех этапов работы. Отражение личного вклада автора, наличие авторской позиции ученика Наглядность презентации и ораторское мастерство Умение услышать вопрос и дать конкретный ответ ОУРЦ 597 "Мыследеятельностная педагогика. Эпистемотека
РЕФЛЕКСИЯ Схема организации рефлексии (по Н.Г. Алексееву) остановка фиксация объективацияотстранение ОУРЦ 597 "Мыследеятельностная педагогика. Эпистемотека Рефлексия-способность человеческого мышления к критическому самоанализу.способность (Анализ причин собственных неудач и ошибок, с тем чтобы изменить свои представления о мире или об окружающих людях, исправить ошибки и постараться не допускать их в будущем. Рефлексия помогает учиться на своих ошибках. Научная рефлексия направлена на критическое отношение к методам и приемам получения научных результатов).
Классические ошибки в исследовательских работах неправильная формулировка темы или названия работы; неадекватные или некорректные методы исследования; отсутствие контрольной группы или неправильный ее подбор; отсутствие статистической обработки полученных результатов; неверная интерпретация полученных результатов; несоответствие выводов и результатов исследования; несоблюдение правил оформления и представления работ. ОУРЦ 597 "Мыследеятельностная педагогика. Эпистемотека
Классические ошибки в исследовательских работах популизм в противовес научности - работа на внешних формах; игнорирование закономерностей восприятия ; слабая наглядность; несоблюдение формальных требований и регламента; владение формой без понимания смысла содержания; неготовность к обсуждению. ОУРЦ 597 "Мыследеятельностная педагогика. Эпистемотека
Памятка исследователя Моё исследование. 1. (Тема исследовательской работы). Как будет называться моё исследование? 2. Введение. Актуальность проблемы. В чём необходимость моей работы? Что я узнал из литературы? 3. Цель. Что я хочу исследовать? «Изучить…» «Поставили цель: …». 4. (Задачи). Для чего я хочу провести исследование? «Выяснить, …»; «Выявить связь…»; «Установить, зависит ли…»; «Изучить, для чего…»; «Выяснить, как…»; «Установить, почему…» 5. Дата и место проведения моего исследования. (Дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населённого пункта: при необходимости - название леса, реки, площадь территории, на которой проводились наблюдения). 6. (Методика работы). Каким образом я проводил исследование, наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт? 7. (Описание работы). Мои результаты исследования. Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением. Работа сопровождается фотографиями, вещественными доказательствами. 8. (Выводы). Выполнил ли я то, что задумал? На основе полученных данных можно сделать следующие выводы…(Ответы на поставленные задачи). 9. Рефлексия. Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить? 10. Кого я хочу поблагодарить? 11. Использованная литература. 12. Приложения ОУРЦ 597 "Мыследеятельностная педагогика. Эпистемотека