Проблемы развития дистанционного образования в России ИНСТИТУТ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ Минасян Э. К. к.э.н., Директор ИМП
Дистанционное обучение (ДО) – совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, а так же предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала
Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – образование для всех и образование через всю жизнь
Трансформация роли ДО предоставление различных образовательных программ лицам с особенностями психофизического развития ДО - альтернатива обучения стандартным формам от e-Learning к Smart Education
«Концепции единой системы дистанционного образования» повышение уровня образованности общества и качества образования; реализация потребностей населения в образовательных услугах; удовлетворение потребностей страны в качественно подготовленных специалистах; повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, уровня самосознания, расширения кругозора; сохранение и приумножение знаний, кадрового и материального потенциала, накопленных отечественной высшей школой; развитие единого образовательного пространства в рамках России, СНГ, всего мирового сообщества. Роль государства играет весьма существенную роль в развитии рынка дистанционного образования
E-learning (сокращение от англ. Electronic Learning), рассматривает систему электронного обучения в более широком смысле, т.е., включает самостоятельную работу обучающегося с электронными материалами, посредством персонального компьютера, КПК, мобильного телефона, DVD- проигрывателя, телевизора; консультации, советы, оценки экспертов (преподавателей), возможность дистанционного взаимодействия; создает распределённое сообщество пользователей, ведущих общую виртуальную учебную деятельность.
Барьеры развития российского рынка e-learning отсутствие устоявшихся стандартов организации обучения в дистанционной форме и единых подходов к проведению обучения отсутствие или слабое развитие технической базы у субъектов дистанционного обучения осторожность руководителей в части вкладывания средств в создание системы дистанционного обучения персонала своего предприятия
Создатели контента Разработчики СДО Обучающие организации Обучающиеся, т.е. Потребители ДО Участники рынка дистанционного обучения
Группы потребителей Государство Работодатели Университет Слушатели (студенты) Профессорско-преподавательский состав (ППС) Сотрудники наименее развит государственный среднее развитие корпоративный наиболее развит «университетский»
Корпоративный сегмент потребителей направлен на: - обучение продуктам, продаваемым компанией; - развитие различных умений и навыков; - обучение программным продуктам; - обучение различным нормативам, правилам и стандартам; -ознакомление персонала с важной информацией, т.е. на развитие компетенций необходимых в деятельности той или иной компании, а не на комплексное обучение персонала
«Университетский» сегмент потребителей Дифференцированный подход к методам и инструментам используемым в ДО в зависимости от образовательного уровня Основной принцип ДО для взрослой аудитории - это информационная насыщенность, простота использования СДО, обеспечение постоянной тьюторской поддержки.
Распределение спроса по формам обучения ( гг.)
год Динамика спроса на дистанционные программы с 2004 по 2010 гг год 2006 год 2007 год 2009 год 2008 год
География (крупные города России) Институт магистерской подготовки
Страны СНГ: Институт магистерской подготовки АзербайджанБелоруссияКазахстанУзбекистанУкраинаТаджикистан
1. Гендерные различия Портрет слушателя дистанционных программ 2. Средний возраст – 33 года 3. Базовое образование
4. Сфера деятельности 5. Карьерная позиция
Выводы Развитие рынка ДО в системе российского образования будет продолжаться и совершенствоваться по мере развития Интернет технологий и совершенствования методов дистанционного обучения Развитие систем дистанционного обучения будет стремиться к обеспечению максимальной интерактивности Роль государства, как регламентирующего органа, будет усиливаться
Благодарю за внимание!