Зарицкая Ольга Николаевна заместитель директора по ВР 2013 год
«Психология – наука, а преподавание – искусство; науки никогда не производят прямо из себя искусств. Для этого необходимо посредничество какого–нибудь изобретательного ума, который в силу своей оригинальности начинает применять на практике результаты, добытые наукой… Наука только указывает границы, в которых приложимы правила искусства, и законы, которых не должен преступать тот, кто занимается этим искусством» - Уильям Джеймс из книги «Беседы с учителями о психологии»
АКТУАЛЬНЫЕ – в рамках актуального направления обсуждаются и решаются злободневные вопросы и проблемы, связанные с конкретными трудностями в обучении и воспитании детей, с нарушениями в их поведении, с трудностями в общении и т.п. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ - в рамках перспективного направления осуществляются, реализуются своего рода прогностические программы с учетом индивидуальных особенностей ребёнка, его потенциальных возможностей для гармонического развития и формирования его психологической готовности к созидательной жизни в обществе. А это возможно при создании благоприятных психологических условий для развития всех и каждого.
Психологическое просвещение; Психопрофилактическое; Психодиагностическое; Развивающее; Психокоррекционное; Консультативное.
направлено на приобретение взрослых и детей к психологическим знаниям. Просветительская деятельность психологов может осуществляться разной форме ( лекции, беседы, семинары и др. ). Основной смысл просветительской работы – знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития человека. Просветительская деятельность психолога направлена на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учётом возрастных и индивидуально – психологических особенностей учащихся.
Формирование педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интере6сах собственного развития ; создания условий для полноценного развития ребёнка на каждом возрастном этапе ; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.
Первый уровень – первичная профилактика, направлена на детей, не имеющих значительных эмоциональных. Поведенческих и учебных проблем. Второй уровень – вторичная профилактика, работа с детьми группы риска, у которых замечено появление соответствующих проблем. Третий уровень – третичная профилактика в работе с детьми с ярко выраженными и запущенными учебными и поведенческими проблемами.
Адаптацию детей к детскому саду, рекомендации родителям по оказанию помощи в адаптационный период; Обследование детей при переходе из старшей группы в подготовительную в плане их готовности к обучению, подготовка для родителей и воспитателей рекомендации по ликвидации возможных отставаний в подготовке к школе ; Определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции ; Подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются ; Проведение психологического обследования детей при поступление в учреждение интернатного типа с целью создания максимально благоприятных условий для развития детей и социально – психологической реабилитации; Предупреждение у детей нервных взрывов и психологической перегрузки ; Создание благоприятного микроклимата в учебно - воспитательном учреждении.
Направлена на оказание помощи при решении человеком определённых проблем. Направления этой деятельности: Консультирование администрации, педагогов, родителей, по проблемам обучения и воспитания детей ; Консультирование детей, родителей, по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении в школу, при переходе с одной степени на другую; Консультирование работников учреждений интернатного типа для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам социально – психологической реабилитации детей ; Поведение совместных консультаций работников учебно-воспитательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Проведение индивидуальных и групповых консультаций детей по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, самовоспитания ; Консультирование администрации учреждения при составлении учебно- воспитательных мероприятий с учётом возрастных особенностей.
I. Психологическая коррекция – устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника ; II. Работа по развитию способностей, личности ребёнка ; III. Психологическая диагностика – углубленное проникновение психолога во внутренний мир ребёнка.
1) Изучение практического запроса; 2) Формулировка психологической проблемы ; 3) Выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений; 4) Выбор методов исследования ; 5) Формулировка психологического диагноза ; 6) Разработка рекомендаций, программы психокорекционной работы с учащимися; 7) Осуществление этой программы ; 8) Контроль за её выполнением.
Психолого-педагогическое исследование на протяжении всего периода дошкольного детства и школьного, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта.
Проводит в случае необходимости психологическое обследование ребёнка с целью определения его психического развития, соответствия развития возрастным нормам; Проводит изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагностики одарённости, обеспечение индивидуального подхода к каждому ребёнку ; Диагностирует психологические причины детей разного возраста, причины отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причины нарушений в поведении; Проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения.
Активное воздействие практического психолога на процессе формирования личности ребёнка. Для осуществления развивающей и психокоррекционной работы практический психолог разрабатывает и осуществляет : Программы, направления на формирование личности с учётом задач развития ребёнка на каждом возрастном этапе ; Программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии ; Программы психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуаций.
На основе запроса или требования, идущих от практики, необходимо найти и сформулировать психологическую проблему. Это делается путём сбора и изучения возможно более полной информации об ученике. Сбор информации обычно происходит в процессе наблюдений за ребёнком на уроках, во время перемен, внеклассных мероприятий бесед с классным руководителем, другими учениками, родителями, товарищами.
Один из наиболее сложных этапов диагностико – коррекционной работы психолога. В процессе ответа на конкретный вопрос практики психолог применяет различные методы изучения или обследования учащегося.Поэтому он должен владеть самыми разнообразными методами как высокоформализованными (типа теста Векслера, ММРИ, опросника Кетелла, теста Амтхауэра и д.р ), так и низкоформализованными (наблюдение, беседа, проэктивные методы пр. )
Производится не просто по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях. Большое значение при постановке диагноза имеет возрастной анализ полученных данных, причём анализ с учётом зоны ближайшего развития ребёнка.
Последним этапом является разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований. Рекомендации, даваемые учителям, родителям, учащимся, должны быть конкретными и понятными тем, кому они адресованы. Психолог несёт ответственность за осуществление рекомендаций и конечный результат.
Высокий уровень профессионализма психолога является не только следствием удачно подобранных методов, но также результатом личного взаимодействия психолога и испытуемого, которое требует от диагноста выдержки, терпения, находчивости, умения контролировать своё поведение, способности вызывать у ребёнка чувство симпатии и доверия. Психолог развивает в себе особое состояние эмпатического сопереживания с установками, чувствами, опытом и поведением другого человека. Школьному психологу необходимо владеть всеми видами работы, так как только в совокупности они дают возможность на высоком профессиональном уровне решать стоящие перед ним задачи.
Лучший подарок, который мы можем сделать ребенку, – это не столько любить его, сколько научить его любить самого себя. Жак Саломе.
Ребенок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь. Ш.А. Амонашвили.
Любовь к детям – специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке, развитию его способностей к самоопределению и самореализации, самостоятельной выработке системы жизненных ценностей и отношений. Педагогический словарь Г.М. и А.Ю. Коджаспировых.