Основные концепции одаренности Выполнила студентка группы ПС-41: Чачило.А.А
«Структура интеллекта» Дж. Гилфорда познание – восприятие и понимание предъявляемого материала; память – запоминание и воспроизведение информации; конвергентное мышление – логическое, последовательное, однонаправленное мышление, проявляется в задачах, имеющих единственный правильный ответ; дивергентное мышление – альтернативное, отступающее от логики, проявляется в задачах, допускающих существование множества правильных ответов; оценка – суждение о правильности заданной ситуации.
Второй способ классификации интеллектуальных факторов, по Дж.Гилфорду, соответствует виду материала или включенного в него содержания, которое может быть представлено так: образное; символическое; семантическое; поведенческое.
«Интеллект и креативность» Творчество в понимании Торренса – естественный процесс, порождаемый сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершенности или неопределенности.
Дружинин выделяет 3 основные позиции: 1 Отказ от какого-то ни было разделения этих функций 2 Строится на утверждении, что между интеллектом и креативностью существуют пороговые отношения; для проявления креативности нужен интеллект не ниже среднего 3 Интеллект и креативность – независимые, ортогональные способности. При максимальном снятии регламентации деятельности в ходе тестирования креативности результаты ее измерения у детей не зависят от уровня их интеллекта (Валлах, В.Н.Дружинин, Дж.Коган и другие)
Наиболее характерен для данного подхода вариант концепции одаренности, предложенный Гленом Доманом. Он, предлагая понятие «физический интеллект» акцентирует внимание на шести жизненно важных функциях: двигательные навыки (ходьба) языковые навыки (разговор) мануальные навыки (письмо) визуальные навыки (чтение и наблюдение) слуховые навыки (прослушивание и понимание) тактильные навыки (ощущения и понимание)
В настоящее время число концепций одаренности весьма велико, но самой популярной считается концепция одаренности, разработанная известным американским ученым Дж.Рензулли, согласно которой одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); креативности; настойчивости(мотивация,ориентированная на задачу).
Для этого требуется взаимодействие пяти условий, включающих внутренние и внешние факторы: фактор «д» или общие способности; специальные способности в конкретной деятельности; специальные характеристики неинтеллектуального характера, подходящие для конкретной области специальных способностей (личностные, волевые); стимулирующее окружение, соответствующее развитию этих способностей (семья, школа); случайные факторы (очутиться в нужном месте в нужный час)
Изучение и исследование спектра одаренности привели американских ученых к необходимости сочетания когнитивных аффективных аспектов развития. Примером такого подхода является трехблочная модель Ф.Уильямса: основные предметы изучения (естествознание, язык. Математика, изобразительное искусство, обществоведение): стратегические направления преподавания и поведения учителя (его профессиональные умения); показатели развития учащихся как в познавательной, так и в эмоционально-личностной сферах (оригинальность мышления, готовность рисковать, любознательность и т.д.).
«Рабочая концепция одаренности» Она содержит пять основных признаков: повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности; ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность предметом; повышенная познавательная потребность; предпочтение парадоксальной противоречивой и неопределенной информации; высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Принципиально иначе авторами рассмотрена проблема видов одаренности. Ими выделено пять критериев для их определения: вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики (виды деятельности; практическая, теоретическая, художественно эстетическая коммуникативная и духовно-ценностная; сферы психики: интеллектуальная, эмоциональная, мотивационно-волевая) степень сформулированности (потенциальная и актуальная) форма проявлений (явная и скрытая одаренность) широта проявлений (общая и специальная) особенности возрастного развития (ранняя и поздняя одаренность).