Из опыта работы ПМПК Опочецкая школа-интернат для детей, нуждающихся в социальной поддержке
Цель ПМПК обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (или) в состоянии декомпенсации исходя из реальных возможностей школы-интерната и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными ииндивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей
Задачи ПМПК своевременное выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации; выявление актуальных и резервных возможностей ребенка; анализ и организация исполнения рекомендаций психолого-медико- педагогических комиссий, клинико-экспертных комиссий, бюро медико-социальной экспертизы, отдельных специалистов, обследовавших детей; профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально- личностных перегрузок и срывов; определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в школе- интернате возможностей; подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности
Организация работы ПМПК Обследование ребенка специалистами ПМПК осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников школы-интерната с согласия родителей (законных представителей) на основании письменного заявления или договора между школой-интернатом и родителями (законными представителями) обучающихся (воспитанников) Обследование проводится каждым специалистом ПМПК индивидуально. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации
Организация работы ПМПК На каждого ребенка заполняется индивидуальная карта развития, в которую вписываются все данные индивидуального обследования, заключения и рекомендации, отражается динамика развития
Организация работы ПМПК На заседании ПМПК обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПК
Организация деятельности Работа ПМПК планируется в начале учебного года Заседания ПМПК проводятся по мере необходимости и готовности диагностических и аналитических материалов, необходимых для решения конкретной психолого-медико-педагогической проблемы Заседание ПМПК может быть созвано его руководителем в экстренном порядке Заседания ПМПК оформляются протоколом Организация заседаний проводится в два этапа: подготовительный: сбор, обобщение диагностических, аналитических данных, формирование предварительных выводов и рекомендаций; основной: обсуждение аналитических данных и предварительных выводов, выработка коллективных рекомендаций
Функции Диагностическая: –распознание причин и характера отклонений в поведении и обучении –изучение социальной ситуации развития ученика, его положения в коллективе –определение потенциальных возможностей и способностей обучающегося Символ педагогики и психологии детства
Функции Реабилитирующая: Школьная: –разрушение отрицательного стереотипа ученика, сложившегося у педагогов школы-интерната –защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные учебно-воспитательные условия –выявление и выработка мер по развитию потенциальных возможностей ученика –выбор наиболее оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия –выработка рекомендаций по медицинской реабилитации обучающихся Символ примирения противостоящих
Функции Семейная реабилитация: –повышение статуса ребенка в глазах родителей, повышение его ценности как члена семьи –выработка рекомендаций для эффективных занятий с ребенком, развития его потенциальных возможностей методами семейного воспитания –запрещение или предупреждение методов психического и физического воздействия на ребенка Символ вдохновения и знания
Функции Воспитательная: – разработка стратегии педагогического воздействия на обучающихся «группы риска» – интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей и сверстников на ученика
Принципы деятельности ПМПК: уважения личности и опоры на положительные качества ребенка максимальной педагогизации диагностики закрытости информации, предполагающий строгое соблюдение этических принципов участниками ПМПК Символ мудрости
Кадровая структура Руководитель службы заместитель директора по УВР Психологическое направление Педагог- психолог Педагогическое направление Учитель- логопед Учитель- дефектолог Социальное направление Социальные педагоги Валеологическое направление Педагог- организатор по валеологии Медицинские работники
Обязанности участников ПМПК Руководитель (председатель) ПМПК заместитель директора по УВР: организует работу ПМПК; обеспечивает систематичность заседания; формирует состав участников для очередного заседания; формирует состав обучающихся, которые обсуждаются или приглашаются на заседание; координирует связи ПМПК с участниками образовательного процесса, структурными подразделениями школы; организуют сбор диагностических данных на подготовительном этапе; контролирует выполнение рекомендаций ПМПК
Обязанности участников ПМПК Социальный педагог: предоставляет информацию о социальном статусе ребенка, семьи; обобщает, систематизирует полученные диагност ические данные, готовит аналитические материалы; формулирует выводы, гипотезы; помогает классным руководителям, воспитателям в работе с семьей; вырабатывает предварительные рекомендации
Обязанности участников ПМПК Педагог-психолог: готовит информацию по психолого- педагогическому статусу конкретных учеников, обобщенную информацию по группам, классам; проводит диагностическую работу с детьми, педагогами, родителями, её анализ; формулирует выводы, рекомендации педагогам, родителям
Обязанности участников ПМПК Учитель-логопед: проводит логопедическое обследование; формулирует выводы, рекомендации педагогам, родителям
Обязанности участников ПМПК Педагог-организатор по валеологии: изучает условия обучения и проживания детей; отслеживает уровень валеологической грамотности; готовит рекомендации по организации жизненного пространства воспитанников, установок на здоровый образ жизни, профилактику вредных привычек
Обязанности участников ПМПК Врач: информирует о состоянии здоровья и физических особенностях обучающихся; готовит выписки для обсуждения на консилиуме о факторах риска по основным функциональным системам; обеспечивает и контролирует направление на консультацию к медицинским специалистам
Обязанности участников ПМПК Классный руководитель: дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и класса в целом, опираясь на результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками; описывает трудности, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях и особенности, индивидуальные черты его обучения, общения, самочувствия
Обязанности участников ПМПК Учителя-предметники: предоставляют необходимую информацию в рамках подготовки к консилиуму; дают педагогическую характеристику отдельным ученикам, классам, группам; формулируют педагогические гипотезы, выводы, рекомендации
Обязанности участников ПМПК Воспитатели: дают педагогическую характеристику отдельным ученикам, классам, группам; информируют о трудностях и особенностях, проявляющихся при подготовке домашних заданий, в общении с детьми, поведенческих проблемах; формулируют педагогические гипотезы, выводы, рекомендации
Реализация рекомендованных мер ФИО ребенкаКлассКласс Дата рождения Основные проблемыРекомендованные мерыОтветственныеГде рассмотрен вопрос о реализации мер Приме чание
Документация и отчетность ПМПК нормативные документы кадровый состав планирование работы протоколы заседаний методические рекомендации педагогам представления специалистов Рекомендации ПМПК доводятся до администрации на совещаниях при директоре, затем выносятся на педагогические советы, оперативные совещания с педагогическим коллективом, заседания МО.