Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Пузанова Ж.В. Программа социологического исследования: определение цели; интерпретация понятий
Цель исследования ориентирует на конечный результат (теоретико- познавательный или прикладной) ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ??? Задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации полученной цели: Цель (общая задача) 1. Задача основная 2. Задача основная 3. Задача основная Задача частная
Определение задач (пример): Цель: влияние семейной социализации на гендерные представления подростков. Возможные основные задачи: Изучение ценностных ориентация родителей; Определение роли матери и отца в формировании личности подростка; Изучение влияния внутрисемейных отношений на формирование личности подростка; Исследование влияния степени удовлетворенности своим браком родителей и гендерные представления подростка
Определение задач (пример): Цель – обнаружение системы этнических стереотипов современной молодежи. Задачи: Изучение содержательного соотношения этнических авто- и гетеростереотипов; Исследование направленности негативных гетеростереотипов; Определение степени влияния семьи, школы, СМИ на формирование системы этнических стереотипов; Изучение содержания этнических стереотипов у представителей различных этнических групп
Дополнительные задачи не имеют непосредственного отношения к цели, но позволяют получить дополнительную информацию (проверить дополнительные гипотезы): E.g.: большее влияние матери на формирование личности ребенка, чем отца; Этническая идентичность для молодых россиян значимее, чем для поколения родителей
Последовательность действий при разработке программы в фундаментальном исследовании Предварительное формулирование цели анализ литературы (теории) построение общей концепции предмета интерпретация понятий выявление научной проблемы выдвижение рабочих гипотез определение объекта исследования определение цели В прикладном исследовании: Проблема Объект Предмет Цель типовые методики (если нет, см. фундамент.иссл-е)
Теоретическая и эмпирическая интерпретация, операционализация понятий необходима для соотнесения понятийного аппарата исследования с реальными фактами, содержание которых они отражают. Понятия (конструкты) Индикаторы (переменные) Наблюдения Уровень теоретической интерпретации Уровень эмпирической интерпретации Уровень операциона лизации
Теоретическая интерпретация = логический анализ основных понятий исследования. включает три типа процедур: дескриптивную интерпретацию – четкое, ясное и однозначное определение понятий; структурную – упорядочение и выявление взаимных связей между различными компонентами предмета изучения; факторную – установление связей между исходными понятиями и объективными и субъективными факторами.
Теоретическая интерпретация (пример): Безработный – это человек, не имеющий оплачиваемой работы; Безработный – это человек, не имеющий постоянной оплачиваемой работы и стремящийся ее получить
Эмпирическая интерпретация понятий позволяет обозначить регистрируемые признаки через понятия, называемые эмпирическими индикаторами ЭИ – это элементы или характеристики объекта, которые доступны наблюдению и измерению (пол, возраст, доход, избиратель) Ключевое понятие всегда шире регистрирующих его эмпирических индикаторов.
Операционализация серия процедур (инструкций), которые должен осуществить исследователь для установления значения переменной Вопрос – инструмент операционализации: Некоторые переменные можно операционализировать одним вопросом (пол, возраст, доход, уровень образования и т.д.), другие требуют формулировки нескольких вопросов с различными сочетаниями ответов (например, отношение к собственности, инвестиционное поведение, гендерные стереотипы и т.д.). Переход к операциональным определениям должен соответствовать требованию коммуникативной адекватности.
Домашнее задание: Читать: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Глава: Цель, задачи, уточнение и интерпретация основных понятий. Создать проект программы по оной из тем исследования на выбор (определить объект, предмет, проблему, проблемную ситуацию, цель, провести интерпретацию понятий) : Отношение к здоровью у студентов РУДН Интерес к науке у студентов Агрессивное поведение у молодежи Патриотизм как ценностная ориентация молодежи Работа выполняется письменно (в печатном виде) и сдается в конце семинарского занятия как контрольная рубежная работа.