Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Пузанова Ж.В. Программа социологического исследования: определение цели; интерпретация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Программа социологического исследования.
Advertisements

Курс «Методология и методика социологического исследования», 2014 г. © Пузанова Ж.В. Методы и процедура социологического исследования.
С. Джонсон Знание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет – или же знаем, где найти о нем сведения.
Лекция 3. Методы этносоциологических исследований.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ АППАРАТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Реализация стадии моделирования в ходе реализации фазы проектирования научного исследования: Общая характеристика стадий моделирования в фазу проектирования.
ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сарычева Т.С., к.пс.н., руководитель психологической лаборатории ГЛ.
Системный анализ предмета (объекта) исследования Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 год © Пузанова Ж.В.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Уровни социологического знания Уровни социологического знания 1. Первичное обобщение эмпирических данных: Проведение эмпирических исследований в социальных.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
Научно-исследовательская работа учащихся ПОДГОТОВКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ.
Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
Городской семинар для заместителей заведующих МБДОУ Находкинского городского округа г.
Научно-исследовательская работа учащихся. Методика написания, правила оформления и защиты Косовцова И.В., учитель истории МОУ-СОШ 31 г. Белгорода.
ИОМКР Стулова Ю. А. Методы социологического исследования.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Транксрипт:

Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Пузанова Ж.В. Программа социологического исследования: определение цели; интерпретация понятий

Цель исследования ориентирует на конечный результат (теоретико- познавательный или прикладной) ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ??? Задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации полученной цели: Цель (общая задача) 1. Задача основная 2. Задача основная 3. Задача основная Задача частная

Определение задач (пример): Цель: влияние семейной социализации на гендерные представления подростков. Возможные основные задачи: Изучение ценностных ориентация родителей; Определение роли матери и отца в формировании личности подростка; Изучение влияния внутрисемейных отношений на формирование личности подростка; Исследование влияния степени удовлетворенности своим браком родителей и гендерные представления подростка

Определение задач (пример): Цель – обнаружение системы этнических стереотипов современной молодежи. Задачи: Изучение содержательного соотношения этнических авто- и гетеростереотипов; Исследование направленности негативных гетеростереотипов; Определение степени влияния семьи, школы, СМИ на формирование системы этнических стереотипов; Изучение содержания этнических стереотипов у представителей различных этнических групп

Дополнительные задачи не имеют непосредственного отношения к цели, но позволяют получить дополнительную информацию (проверить дополнительные гипотезы): E.g.: большее влияние матери на формирование личности ребенка, чем отца; Этническая идентичность для молодых россиян значимее, чем для поколения родителей

Последовательность действий при разработке программы в фундаментальном исследовании Предварительное формулирование цели анализ литературы (теории) построение общей концепции предмета интерпретация понятий выявление научной проблемы выдвижение рабочих гипотез определение объекта исследования определение цели В прикладном исследовании: Проблема Объект Предмет Цель типовые методики (если нет, см. фундамент.иссл-е)

Теоретическая и эмпирическая интерпретация, операционализация понятий необходима для соотнесения понятийного аппарата исследования с реальными фактами, содержание которых они отражают. Понятия (конструкты) Индикаторы (переменные) Наблюдения Уровень теоретической интерпретации Уровень эмпирической интерпретации Уровень операциона лизации

Теоретическая интерпретация = логический анализ основных понятий исследования. включает три типа процедур: дескриптивную интерпретацию – четкое, ясное и однозначное определение понятий; структурную – упорядочение и выявление взаимных связей между различными компонентами предмета изучения; факторную – установление связей между исходными понятиями и объективными и субъективными факторами.

Теоретическая интерпретация (пример): Безработный – это человек, не имеющий оплачиваемой работы; Безработный – это человек, не имеющий постоянной оплачиваемой работы и стремящийся ее получить

Эмпирическая интерпретация понятий позволяет обозначить регистрируемые признаки через понятия, называемые эмпирическими индикаторами ЭИ – это элементы или характеристики объекта, которые доступны наблюдению и измерению (пол, возраст, доход, избиратель) Ключевое понятие всегда шире регистрирующих его эмпирических индикаторов.

Операционализация серия процедур (инструкций), которые должен осуществить исследователь для установления значения переменной Вопрос – инструмент операционализации: Некоторые переменные можно операционализировать одним вопросом (пол, возраст, доход, уровень образования и т.д.), другие требуют формулировки нескольких вопросов с различными сочетаниями ответов (например, отношение к собственности, инвестиционное поведение, гендерные стереотипы и т.д.). Переход к операциональным определениям должен соответствовать требованию коммуникативной адекватности.

Домашнее задание: Читать: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Глава: Цель, задачи, уточнение и интерпретация основных понятий. Создать проект программы по оной из тем исследования на выбор (определить объект, предмет, проблему, проблемную ситуацию, цель, провести интерпретацию понятий) : Отношение к здоровью у студентов РУДН Интерес к науке у студентов Агрессивное поведение у молодежи Патриотизм как ценностная ориентация молодежи Работа выполняется письменно (в печатном виде) и сдается в конце семинарского занятия как контрольная рубежная работа.