Компетентностный подход в обучении информатике Выступление на семинаре подготовила к.п.н., доцент кафедры ТМОИ, ОМГПУ, Г.А. Федорова
Концепция модернизации российского образования до 2010 года. Цели образования. развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства); готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности. овладевая каким-либо способом деятельности, учащийся получает опыт присвоения деятельности: 1) учащийся осознает процесс управления своей деятельностью; 2) интеграция различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей), поскольку освоить деятельность (в отличии от действия) через подражание невозможно. формируется персональный «ресурсный пакет», учащийся понимает какие средства необходимы для выполнения деятельности. набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям. набор осваиваемых способов деятельности является предметом запроса работодателей (и других заказчиков), который может быть актуален некоторое количество времени, а затем корректироваться в связи с изменением социально- экономической ситуации.
Чем компетентности отличаются от других результатов образования? Знание – «информация, присвоенная человеком». Умение - «подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращается в навыки». Навыки – «действия, выполняемые автоматически». Элементы функциональной грамотности – «присвоенные алгоритмы, позволяющие человеку быть адекватным социальной ситуации». Компетенция субъектность самоуправление Компетентности (освоенные способы деятельности) Знания, умения (действия), навыки
Компетенция: является интегрированной, проявляется ситуативно, в зависимости от задачи, в отличие от элемента функциональной грамотности позволяет решать целый класс задач, в отличие от навыка – осознана, в отличие от умения – переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов. в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.
Ключевые компетентности Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей, решения сложных задач в самых разных ситуациях. Ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.
Г. Халаж политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того, чтобы контролировать проявление (возрождение – resurgence) расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий; компетенции, относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более, чем одним языком; компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой медиа - средствами и рекламой; способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни»
Стратегия модернизации образования компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации); компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).
Список ключевых компетентностей учащихся для Самарской области Решение проблем ( самостоятельность) позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь. Технологическая компетентность позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии в профессиональной деятельности и в тех или иных жизненных ситуациях. Самообразование позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи. Информационная компетентность позволяет человеку быть успешным в современном информационном обществе, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информацию. Социальное взаимодействие позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач, достигать результатов профессионального взаимодействия, независимо от личных симпатий и антипатий к сотрудникам. Коммуникативная компетентность позволяет достигать поставленных целей коммуникации: получать необходимую информацию от других людей и организаций, убеждать, влиять на принятие решений и т.п. на основе толерантного отношения к ценностям и интересам других людей.
ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВЛНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ А.В. Хуторской Процедура конструирования компетенций опирается на рефлексивное выявление компетентностного содержания образования, поиск проявлений ключевых компетенций в каждом учебном предмете; проектирование предметных образовательных компетенций, проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения.
А.А. Кузнецов, С.А. Бешенков Основные компетенции, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе изучения курса информатики компетенция в сфере информационно-аналитической деятельности: понимание роли информации в жизни индивида и жизнедеятельности общества; знание основных трактовок феномена информации и их влияния на формирование современной картины мира; умение учитывать закономерности протекания информационных процессов в своей деятельности; владение навыками анализа и оценки информации с позиций ее свойств, практической и личностной значимости; компетенция в сфере познавательной деятельности: понимание сущности информационного подхода при исследовании объектов различной природы; знание основных этапов системно-информационного анализа; владение основными интеллектуальными операциями, такими, как анализ, сравнение, обобщение, синтез, формализация информации, выявление причинно- следственных связей и др.; сформированность определенного уровня системно-аналитического, логико-комбинаторного и алгоритмического стилей мышления; умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
А.А. Кузнецов, С.А. Бешенков Основные компетенции, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе изучения курса информатики компетенция в сфере коммуникативной деятельности: отношение к языкам (естественным, формализованным и формальным) как к средству коммуникации; понимание особенностей использования формальных языков; знание современных средств коммуникации и важнейших характеристик каналов связи; владение основными средствами телекоммуникаций; знание этических норм общения и основных положений правовой информатики; технологическая компетенция: понимание сущности технологического подхода к организации деятельности; знание особенностей автоматизированных технологий информационной деятельности; умение выявлять основные этапы и операции в технологии решения задачи, в частности с помощью средств автоматизации; владение навыками выполнения унифицированных операций, составляющих основу различных информационных технологий;
А.А. Кузнецов, С.А. Бешенков Основные компетенции, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе изучения курса информатики компетенция в области техникознания (техническая компетентность): понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированной обработки информации; знание отличий автоматизированного и автоматического выполнения информационных процессов; умение оценивать класс задач, которые могут быть решены с использованием конкретного технического устройства в зависимости от его основных характеристик; компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений: понимание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации; уважение прав других и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности.
Оценка качества компетентности создание проблемных ситуаций (компетентность можно отследить в ситуации включения в реальную жизненную деятельность). метод экспертной оценки. развернутые тесты, психологическая диагностика. комплексная система отслеживания учебного продвижения учащихся "портфолио ученика". уровневая оценка компетентности
А.Г. Гейн Уровни компетентности ученика в процессе создания информационного продукта: на уровне исполнительской компетентности (правильное создание информационного продукта, преобразование его по схеме, разработанной под руководством учителя); на уровне технологической компетентности (правильное создание информационного продукта по схеме, самостоятельно спланированной учащимися, и понимание возможностей его преобразования); уровень экспертной компетентности (умение обоснованно, качественно оценить самостоятельно созданный информационный продукт, указав его достоинства и недостатки).
Источники 1. ИЗ PОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ. А. А. Кузнецов, академик Российской академии образования, С. А. Бешенков, доктор пед. наук, профессор, ИОСО РАО, Е. А. Ракитина, доктор пед. наук, профессор, ТГТУ СОВРЕМЕННЫЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ: ОТ ЭЛЕМЕНТОВ К СИСТЕМЕ. 2. Стратегия модернизации содержания общего образования Компетентностный подход Гафурова Н.В. О РАЗВИТИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАТИКИ 5. А. Хуторской. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование, 5, 2003.