Основные направления модернизации пенсионной системы Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан г. Астана, 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
2013 год - создание Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) и повышение эффективности накопительной пенсионной системы (НПС); - увеличение участников.
Advertisements

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА СОЛИДАРНАЯ СИСТЕМА - ГЦВП НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА С 1998Г. – НПФ, страховые компании Закон о пенсионном обеспечении РК от
1 Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности работодателя в Казахстане будет частью трехуровневой системы социального обеспечения, состоящей.
Администратор негосударственного пенсионного фонда – Администратор негосударственного пенсионного фонда – составляющая накопительной пенсионной системы.
1 Об изменениях в пенсионном законодательстве Российской Федерации.
Модернизация пенсионной системы Казахстана АСТАНА 2013.
Вопросы развития негосударственной пенсионной системы в Российской Федерации Москва «Норильский никель» НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД.
Пенсионный фонд Российской Федерации Управляющий ГУ – отделением ПФР по Томской области Д.Б. Мальцев Особенности современного федерального пенсионного.
Отделение ПФР по Республике Татарстан С 1 июля 2012 года в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «О порядке финансирования выплат за.
Отделение ПФР по Республике Татарстан С 1 июля 2012 года в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «О порядке финансирования выплат за.
1 30 ноября 2011 г. принят Федеральный закон 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»
1 Круглый стол «Проблемы пенсионной системы в эпоху модернизации» 18 марта 2011 г. Реформа досрочных пенсий в связи с вредными и тяжелыми условиями труда.
Современные подходы к предоставлению компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в Республике Беларусь Самара,
Порядок формирования пенсионных прав граждан и назначение трудовых пенсий с 1 января 2015 года 1.
Социальные модели государства. «Социальное государство» - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную.
Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинградском районе ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В 2010 ГОДУ.
В Новосибирской области сложился относительно высокий уровень экономической активности населения.
ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ 1 Федеральные законы 426-ФЗ от ФЗ от «О специальной оценке.
Транксрипт:

Основные направления модернизации пенсионной системы Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан г. Астана, 2013

МНОГОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Базовая пенсионная выплата Трудовая пенсия Накопительная пенсия Частная пенсия Базовая пенсионная выплата назначается лицам, достигшим пенсионного возраста, вне зависимости от трудового стажа и утраченного дохода. Базой расчета служит прожиточный минимум (50% ПМ). Трудовая (солидарная) пенсия зависит от трудового стажа на 1 января 1998 года. При назначении пенсии учитываются доходы за любые 3 года, но не более 39 МРП. Накопительная пенсия формируется за счет обязательных пенсионных взносов, перечисленных работником на индивидуальный пенсионный счет в размере 10% от дохода. Частная пенсия формируется за счет добровольных взносов как самих вкладчиков, так и третьих лиц. Базой расчета служит пенсионные накопления. выплаты из РБ выплаты из НПС ВИДЫ ПЕНСИОННЫХ ВЫПЛАТ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ЛИЦАМ, ДОСТИГШИМ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА 2

Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» 3 I.Создание Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) II.Унификация пенсионного возраста женщин III.Переход от добровольных к обязательным профессиональным пенсионным взносам для лиц, занятых во вредных и особых условиях труда

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЕДИНОГО ПЕНСИОННОГО ФОНДА 4 I.Единый накопительный пенсионный фонд (далее – ЕНПФ) создан на базе АО НПФ «ГНПФ». II.Учредитель и единственный акционер ЕНПФ - Правительство Республики Казахстан. III.ЕНПФ будет осуществлять привлечение обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, вести учет индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков и производить пенсионные выплаты за счет пенсионных накоплений. По обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам будет сохранена гарантия государства

ГЦВП 10 НПФ Банки- Кастодианы Распределение ОПВ на счета НПФ в банках-кастодианах Информация по перечислению ОПВ Агент ОПВ Банк кастодиан НБ РК Перечисление ОПВ на счет ЕНПФ в банке- кастодиане Информация по перечисленным ОПВ Проведена сверка баз данных РГКП «Государственный центр по выплате пенсий» и накопительных пенсионных фондов (НПФ) и осуществлена их необходимая корректировка (актуализация). По графику будет проведена передача пенсионных активов и обязательств накопительных пенсионных фондов по договорам о пенсионном обеспечении в ЕНПФ с переводом индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков и их пенсионных накоплений в полном объеме. ГЦВП Действовавшая схема Новая схема ЕНПФ Взаимодействие участников накопительной пенсионной системы 5 Агент ОПВ

РЕОРГАНИЗАЦИЯ НАКОПИТЕЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ НПФНПФ могут быть преобразованы в организации, управляющие инвестиционным портфелем (УИП) и будут иметь возможность участвовать в конкурсах по управлению пенсионными активами, при наличии соответствующей лицензии. УИП могут быть преобразованы в добровольные накопительные пенсионные фонды (ДНПФ) ДНПФ ликвидация 6

7 Наименование 2011 год2012 год 1 полугодие 2013 года Численность (чел.) Средний размер солидарной пенсии (тг.) Численность (чел.) Средний размер солидарной пенсии (тг.) Численность (чел.) Средний размер солидарной пенсии (тг.) Полный стаж (20 и более лет) Неполный стаж (менее 20 лет) Динамика численности и назначенных размеров пенсий женщинам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста 58 лет Унификация пенсионного возраста женщин

Примеры исчисления среднего трудового стажа работы женщин для назначения пенсий по возрасту 8 год рождения – 1960 год выхода на пенсию – 2018 г. на года исполнилось 38 лет окончание школы в 17 лет в 1977 г. трудовая деятельность (стаж) с 1981 года до г лет

9 1.в 50 лет, при достаточности пенсионных накоплений; 2.для женщин, имеющих трудовой стаж до 1 января 1998 года: в 53 года, женщинам, родившим 5 и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста; в 45 лет, при общем стаже не менее 20 лет, женщинам, проживавшим в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года, не менее 5 лет, в соответствии с ЗРК "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне". Также, в трудовой стаж засчитывается время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет, в пределах 12 лет в общей сложности. Возможность раннего выхода на пенсию для женщин

Реализация программы «ДОРОЖНАЯ КАРТА ЗАНЯТОСТИ 2020» 10 за период реализации за 2013 год ПОДПИСАЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ ЖЕНЩИНЫ МОЛОДЕЖЬ ВСЕГО: Обеспечение занятости за счет развития ЖКХ Создание рабочих мест через развития предпринимательской активности Содействие в трудоустройстве через обучение и переселение ВСЕГО АКТИВНЫМИ МЕРАМИ ЗАНЯТОСТИ С 2011 ГОДА охвачено 248 тыс. чел. Предусмотрено средств: 2011 г. – 37,4 млрд.тенге 2012 г. - 57,6 млрд. тенге 2013 г. – 104,9 млрд. тенге 2014 г. – 100,6 млрд. тенге 2015 г. – 107,1 млрд. тенге количество реализованных проектов создано рабочих мест (тыс.) 16,7 9,5 трудоустроено центрами занятости (тыс. чел.) 9,5 5,2 из них женщины 1,6 0,6 молодежь 2,5 1,1 I. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ ЗА СЧЕТ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

11 III.СОДЕЙСТВИЕ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ И ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В РАМКАХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАБОТОДАТЕЛЯ. охвачены профобучением 102,2 41,7 из них женщины 30,7 2,3 молодежь 41,4 3,2 завершили обучение 72,9 13,5 из них женщины 17,2 0,5 молодежь 18,6 0,6 из них трудоустроены 57,5 7,9 женщин 19,2 3,0 молодежь 20,7 3,1 кроме того трудоустроены: на социальные рабочие места 64,4 20,6 женщин 28,3 8,8 молодежь 23,8 7,3 на молодежную практику 41,1 16,2 женщин 23,8 7,0 построено домов (квартир) 815 (3224) переехало тыс. семей (тыс. чел.) 3,2 (10,2) из них трудоустроено (тыс. чел.) 3,6 прошли обучение 13,3 2,4 из них женщины 2,6 0,2 молодежь 1,6 0,1 получили микрокредиты 13,5 5,5 из них женщины 3,6 1,1 молодежь 1,8 0,5 (тыс. чел.) за период реализации за 2013 год II. СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РАЗВИТИЕ ОПОРНЫХ СЕЛ Реализация программы «ДОРОЖНАЯ КАРТА ЗАНЯТОСТИ 2020»

Расширение охвата населения услугами пенсионной системы

Доля вкладчиков ОПВ в составе населения в возрасте 15-58/64 лет, в %* Охвата населения услугами пенсионной системы 12 Люксембург Израиль Дания Исландия Швейцария Норвегия Япония Новая Зеландия Швеция Португалия Великобритания США Нидерланды Австралия Австрия Финляндия Германия Ирландия Бельгия Франция Греция Италия Канада Россия Испания Казахстан По данным РГКП «ГЦВП», обязательные пенсионные взносы осуществляли 5,7 млн. чел., или 65% экономический активного населения *По данным Всемирного банка

Занятое население 8,5 млн. чел. Активные участники НПС 5,7 млн. чел. Осуществляют ПВ 12 раз в год 3,7 млн. чел. Самозанятые Осуществляют пенсионные взносы 932,4 тыс. чел. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ: 1.Уточнение статуса самозанятых и вовлечение их в продуктивную занятость; 2.Введение всеобщего декларирования населения; 3.Изменится система минимальных гарантий; 4.Улучшение налогового администрирования. Из них Расширение охвата населения услугами НПС 13 2,7 млн. чел.

Субсидирование обязательных пенсионных взносов граждан, находящихся в отпусках по уходу за детьми, из числа занятого населения Субсидирование обязательных пенсионных взносов будет осуществляться в пользу получателей социальных выплат на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года из Государственного фонда социального страхования (СВур) (работающие женщины, участницы системы обязательного социального страхования) за счет государственного бюджета. Размер субсидий, обязательных пенсионных взносов, в пользу получателей социальных выплат будет составлять разницу между 10% ОПВ с дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений и фактически удерживаемыми ОПВ с социальных выплат. СВур - 40% от утраченного дохода, учтенного в качестве объекта исчислений, с которых удерживаются 10% ОПВ СМД - доход учтенный в качестве объекта исчисления социальных отчислений (синхронизация с принципами социального страхования) % от СМД СВур = (СМД *40%) – 10% (ОПВ) + ЕНПФ ОПВ 10% от СВур Субсидии ОПВ из РБ

МЕХАНИЗМ СУБСИДИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ ВЗНОСОВ ЖЕНЩИН, НАХОДЯЩИХСЯ В ОТПУСКАХ ПО УХОДУ ЗА ДЕТЬМИ 15 Пример 1. Женщина с доходом тенге (менее 10 МЗП) Размер ОПВ до рождения ребенка: ЕНПФ тенге * 10%ОПВ = тенге Размер ОПВ после рождения ребенка: 1. ГФСС: тенге * 40% = тенге тенге (4%) 2. Дополнительно из бюджета: тенге отчисления * 10% = тенге (6%)

Введение обязательных профессиональных пенсионных взносов Действующая системаПредлагаемая система с 1 января 2014 года На 1 января 2013 года численность участников добровольной профессиональной пенсионной системы составляет 4225 человек, объем накопления составляет 133,9 млн. тенге. Работодатели будут отчислять ОППВ только по перечню профессий, отнесенных к вредным, который будет утверждаться Правительством и периодически пересматриваться Обычные производства: ОПВ (10%) Вредные и тяжелые производства: ДППВ (5%) ОПВ (10%) + ОППВ (5%) = 15% 16

1.В 2008 году РНИИОТ МТСЗН РК проведены научные исследования в целях уточнения перечня видов производств с вредными условиями труда. (на примере опытных предприятий металлургической, горно- добывающей, нефтеперерабатывающей, нефтедобывающей, атомной (энергетической), химической отраслей и в организациях культуры) 2.По результатам работы определены критерии отнесения профессий работников к профессиям работников, занятых во вредных и тяжелых условиях труда: - наличие вредных производственных факторов; - не менее 80% занятости на работах с вредными (особо вредными) условиями труда; - сохранение вредных условий труда (не ниже 3 класса вредности), связанных со спецификой производства. 3.Откорректированный Список видов производств по видам экономической деятельности и профессий направлен для рассмотрения и согласования в - МИНТ РК, для проверки наличия/отсутствия предприятий по данным видам экономической деятельности; - МЗ РК, для установления наличия вредных факторов и данных профессий в предприятиях, распределенных по ВЭД; - АС РК, для сверки с действующим перечнем предприятий, представляющих информацию о численности работников, занятых в особых условиях труда; - территориальные департаменты МТСЗН РК для уточнения результатов аттестации производств по соответствующим предприятиям и определение фактической численности занятых, в особых условиях труда. 4.По результатам согласования был подготовлен и направлен на рассмотрение экспертов Проект сводного перечня производств, работ, профессий, должностей на работах с вредными (особо вредными) условиями труда, сформированный на основании списков 1 и 2. (Эксперты представляли предприятия следующих отраслей: нефтедобывающая (АО «СНПС-Актобемунайгаз», АО «Мангыстаумунайгаз»); горнодобывающая (АО «ССГПО», АО «Арселор Миттал Темиртау»); металлургия (черные и цветные металлы) (ТОО Корпорация Казахмыс», АО «Казцинк» и АО «Алюминий Казахстана). 5. С учетом мнений экспертов подготовлен объединенный проект Перечня, состоящий из 17 разделов - видов производств и порядка более 3 тыс. позиций с наименованиями профессий, должностей и формулировок, объединяющих их. УТОЧНЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ ВИДОВ ПРОИЗВОДСТВ С ВРЕДНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА Наименование Количество видов работ, производств, отраслей Количество позиций, профессий и формулировок, объединяющих их Информация по изменениям в проекте В проект Перечня вошли Список видов работ исключено, 7 объединено 15 видов и 1164 позиций Список видов исключено, 4 объединено15 видов и 2819 позиций Обобщенный проект После объединения списков 1 и 2 и исключения дублирования 17

Дальнейшая модернизация системы пенсионного обеспечения Республики Казахстан

18 … государство должно принять дополнительные меры для социальной защиты граждан, особенно женщин предпенсионного возраста. В этой связи поручаю Правительству проработать вопросы законодательного сопровождения следующих инициатив. Первое. Обеспечить за счет государства дополнительную выплату обязательных пенсионных взносов для работающих женщин в период нахождения в отпусках по рождению и уходу за детьми. Общий размер выплат в накопительный пенсионный фонд необходимо довести до 10-ти процентов от прежнего их дохода. Второе. К существующим десяти процентам обязательных пенсионных отчислений граждан ввести дополнительные пять процентов обязательных отчислений от работодателей. Третье. Поэтапно увеличить ставки обязательных профессиональных пенсионных взносов еще на пять процентов. Это улучшит пенсионное обеспечение граждан, занятых в особых и вредных производствах. Все эти меры позволят повысить солидарную ответственность и государства, и работодателей, и самих работников за уровень социальной защиты наших граждан. Также поручаю Правительству разработать комплекс мер по дальнейшей модернизации системы пенсионного обеспечения до 2030 года, а также механизмы эффективного инвестирования пенсионных активов в проекты наиболее перспективных отраслей экономики… (из обращения Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А.Назарбаева к народу Казахстана по вопросам пенсионной реформы от 7 июня 2013 года) ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

Благодарю за внимание!