Москва, 2012 г. Национальный союз агростраховщиков Национальный союз агростраховщиков» Сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой в 2012 году: практика реализации и основные проблемы. Президент НСА Биждов Корней Даткович
Национальный союз агростраховщиков Союз «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса – Национальный союз агростраховщиков» (НСА) – профессиональное объединение страховых компаний, осуществляющих сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой. НСА был создан в 2007 году при активной поддержке Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства финансов РФ, Федеральной службы страхового надзора, Всероссийского союза страховщиков. Национальный союз агростраховщиков объединяет 26 крупнейших российских федеральных и региональных страховых организаций, с общим уставным капиталом около 60 млрд. рублей, многие из них обладают высшим рейтингом по национальной шкале рейтингования. 2
Члены НСА 3
Доля НСА на рынке сельскохозяйственного страхования, осуществляемому с государственной поддержкой, в 2011г.* и за 10 месяцев 2012г.** За 10 месяцев 2012г. членами НСА застраховано посевных площадей по договорам сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой 6,61 млн. га, что составило около 60% рынка. ** - доля по застрахованным посевным площадям 4 * - на основе данных ФГБУ «ФАГПССАП»
Региональное распределение участия страховщиков по сельскохозяйственному страхованию, осуществляемому с государственной поддержкой, за 10 месяцев 2012 года 1.Страховой бизнес членов НСА в 2012-м году равномерно распределялся по регионам Российской Федерации. 2.Страховые компании, не являющиеся членами НСА, за 10 месяцев 2012 года 70% площадей застраховали в двух Федеральных округах: Приволжском и Сибирском. 5
Статистические данные по рынку сельскохозяйственного страхования, осуществляемому с государственной поддержкой, на г. 6 По НСА: 1.Средний страховой тариф по договорам сельскохозяйственного страхования с господдержкой составляет 5,58%. 2.Показатели средних величин: страховая сумма на 1 га – 13,0 тыс. руб.; страховая сумма на 1 договор – 29,4 млн. руб.; страховая премия на 1 га – 0,7 тыс. руб.; страховая премия на 1 договор – 1,6 млн. руб.; заявленный убыток на 1 договор – 0,45 млн. руб.
Средние тарифы по сельскохозяйственному страхованию, осуществляемому с государственной поддержкой, за гг.* 1.Страховые организации - члены НСА в 2012г. снизили страховые тарифы по договорам страхования на рынке агрострахования с господдержкой более, чем на 20%, по сравнению с тарифами 2011г. 2. Средние тарифы членов НСА существенно ниже тарифов страховых компаний, не являющихся членами НСА, что прослеживается на протяжении ряда лет. * - за гг. данные ФГБУ «ФАГПССАП» 7
Уровень выплат по сельскохозяйственному страхованию, осуществляемому с государственной поддержкой за гг.* Уровень выплат у страховых организаций - членов НСА в наиболее неблагоприятном для сельского хозяйства 2010 году составил 89%, что более чем на 25% выше уровня выплат остальных участников рынка. В 2012 году уровень выплат членов НСА ненамного отклонялся от среднерыночного уровня. Это свидетельствует о том, что страховые компании – члены НСА не ставят своей целью максимизацию прибыли за счет сельхозтоваропроизводителя. * - за гг. данные ФГБУ «ФАГПССАП» 8
Динамика развития рынка сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, в разрезе страховых премий и выплат страхового возмещения за гг.* Доля страховых организаций - членов НСА в общей сумме выплат регулярно превышает их долю в общей сумме страховых премий. Это свидетельствует о более высоком качестве страховой защиты, предоставляемой страховыми организациями – членами НСА. ** - выплаты безусловно причитающейся доли страхового возмещения пострадавшим от засухи 2012 года хозяйствам (по обращению Минсельхоза России к страховым организациям) 9 * - за гг. данные ФГБУ «ФАГПССАП» НСА СК, не входящие в НСА
Регионы Российской Федерации, содействующие сельхозстрахованию с господдержкой и «проблемные» регионы Регионы Российской Федерации, наиболее содействующие проведению сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой: 1.Самарская область; 2.Саратовская область; 3.Красноярский край Регионы Российской Федерации, в которых члены НСА сталкиваются с проблемами при проведении сельскохозяйственного страхования: 1.Волгоградская область; 2.Воронежская область; 3.Алтайский край 10
НСА гарантирует сельхозтоваропроизводителям: Объединение усилий по обеспечению своевременных и обоснованных страховых выплат. Оказание консультационной помощи. НСА обеспечивает страховым организациям: Координацию деятельности участников рынка сельскохозяйственного страхования и защиту их интересов. Внедрение новых единых стандартов страхования. Основные функции НСА Стандартизация Статистика Контрольная Основные функции НСА Нормотворческая Информационная Компенсационные выплаты Организационная 11
12 Проблемные вопросы 260-ФЗ и пути их решения Проблемные вопросыПути решения 1. Установление принципа «вмененности» страхования Установить постановлением Правительства РФ в качестве обязательного условия предоставления всех видов субсидий наличие договоров страхования (субсидирования ставки по кредиту, субсидий на ГСМ, СЗР и иного рода субсидий и дотаций). 2. Равенство ставок для расчета субсидий и страховых тарифов Для расчета ставок субсидий и страховых тарифов должны применяться актуарные методы и аналогичные статистические данные. Различия между предельными ставками и страховыми тарифами не должны быть значительными. 3. Несоответствие Методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая и Федерального закона 260- ФЗ Внести изменения в Методику определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая в части: изменения порядка расчета размера утраты (гибели) урожая, учитывающего факторы, применяемые при расчете страхового возмещения (например, нестраховые события).
13 Проблемные вопросы 260-ФЗ и пути их решения Проблемные вопросыПути решения 4 Определить статус и права экспертов Внести изменения в Правила проведения экспертизы, в части прав и статуса независимых экспертов (эксперт должен определять размер и причину убытка, а не факт наступления страхового случая, требования к экспертам должны быть смягчены, аккредитация должна проходить при профобъединении). 5 Различные требования органов АПК субъекта к документам для предоставления субсидий Внести изменения в Правила предоставления и распределения субсидий в части установления для регионов стандартных требований к перечню и формам документов, необходимых для предоставления субсидий. 6 Отсутствие документов подтверждения урожайности для фермерских хозяйств Необходимо принять решение об обязательном предоставлении форм годовой статотчетности для фермерских хозяйств о результатах хозяйственной деятельности по единым модифицированным формам статотчетности 4-сх, 29-сх, 24-сх.
14 Установление единых стандартов страхования Проблемные вопросыПути решения 1 Формирование единых Правил страхования урожая сельскохозяйственных культур Утверждение Минсельхозом России Методических рекомендаций по организации сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой. 2 Разработка и утверждение единых Правил страхования сельскохозяйственных животных. Утверждение Минсельхозом России Методических рекомендаций по организации сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой. 3 Утверждение единой методики расчета страховых тарифов по страхованию урожая сельскохозяйственных культур.
15 Проблемы при урегулировании убытков 1.Отсутствие критериев опасных природных явлений применительно к конкретным регионам. 2.Действующая система Росгидромета не обеспечивает покрытие станциями (постами) территории регионов. Проблемы с достоверностью документов по заявленным страховым событиям. 3.Внедрение досудебного урегулирования споров должно максимально учитывать интересы и сельхозтоваропроизводителей, и страховщиков. 4.Суды принимают решения в большинстве случаев в пользу страхователей, без учета условий договора страхования (Правил страхования). 5.Сельхозтоваропроизводители выражают свое недовольство порядком рассмотрения заявленных убытков, сроками урегулирования убытков и судебных разбирательств, отсутствие единого стандарта рассмотрения заявленных страховых событий.
предотвращении возникновения споров Свою задачу в сфере регулирования споров между членами НСА и сельхозтоваропроизводителями Союз видит в первую очередь в предотвращении возникновения споров, связанных с сельхозстрахованием с господдержкой. Роль НСА в регулировании споров 16
Совершенствование законодательства Установление единых стандартов страхования Разъяснительная деятельность Рассмотрение жалоб Разработка рекомендаций Проведение проверок страховых компаний Механизмы досудебного урегулирования споров 17
Механизм страхового омбудсмена. Механизм медиации. * Примеры успешного вмешательства НСА в досудебное разбирательство между страховыми компаниями и сельхозтоваропроизводителями в следующих регионах: Ростовская область Волгоградская область Саратовская область 18 Механизмы досудебного урегулирования споров в сельскохозяйственном страховании
1. С 2007 по 2012 гг. – 129 исковых заявлений против СК с требованиями о взыскании страхового возмещения по договорам страхования с господдержкой. => около 30 споров в год. 2. Страховщики зачастую выполняют принятые на себя обязательства, число судебных разбирательств по договорам сельхозстрахования с господдержкой ничтожно: менее 0,5 % от общего числа заключенных договоров и менее 0,8 % от числа выплат страхового возмещения. 3. В 54 случаях – решение в исках отказать (42%), в 21 случае – иск удовлетворить частично (16%), в 52 – иск удовлетворить в полном объеме (40%), 2 судебных дела еще находятся в производстве (2%). Т.о., почти в половине случаев суд установил правомерность отказов страховой организации в выплате страхового возмещения. Наибольшее количество судебных разбирательств отмечено: в Ульяновской области – 23, что составляет 18 % от общего числа дел, в Саратовской области – 16 (12 %), в Самарской области – 10 (8 %) Анализ судебной практики
1. крупный рогатый скот (буйволы, быки, волы, коровы, яки); 2. мелкий рогатый скот (козы, овцы); 3. свиньи; 4. лошади, лошаки, мулы, ослы; 5. верблюды; 6. олени (маралы, пятнистые олени, северные олени); 7. кролики, пушные звери; 8. птица яйценоских пород и птица мясных пород (гуси, индейки, куры, перепелки, утки, цесарки), цыплята-бройлеры; 9. семьи пчел. С 2013 года система сельхозстрахования с государственной поддержкой на основе нового закона начнёт работать по риску утраты (гибели) сельскохозяйственных животных 9 групп: С 2013 года система сельхозстрахования с государственной поддержкой на основе нового закона начнёт работать по риску утраты (гибели) сельскохозяйственных животных 9 групп: 20
Страхование рисков утраты (гибели) сельскохозяйственных животных осуществляется в результате воздействия следующих событий:
21 Порядок определения размера убытка
23 Основные ориентиры развития сельскохозяйственного страхования 1.Совершенствование существующей системы мультирискового сельскохозяйственного страхования (Федеральный закон 260-ФЗ) на основании практики проведения страховых операций. 2.Разработка вариативной системы сельскохозяйственного страхования с учетом международного опыта страхования по индексу погоды и индексу урожайности. 3.Добровольное страхование сельскохозяйственных рисков, при обязательном страховании в случае получения государственных субсидий по иным направлениям. 4.Ужесточение требований по соблюдению агротехнологий со стороны государственных органов и страховых организаций. 5.Разработка системы перестраховочной защиты при страховании сельскохозяйственных рисков на основе частно- государственного партнерства.
Спасибо за внимание! 24 Национальный союз агростраховщиков Тел/факс +7 (495) Национальный союз агростраховщиков Тел/факс +7 (495)