Основные требования ФГОС ОО и современное преподавание
Ожидаемые результаты занятия В результате занятия участники смогут: - аргументировать связь между ФГОС и методикой преподавания; - называть основные блоки в структуре занятия; - отличать цель, задачи и ожидаемые результаты занятия; - планировать собственное занятие с учетом инвариантных и вариативных требований к его структуре; - привести пример не менее 3-х способов мотивации учащихся в ходе занятия; - отличать рефлексию от оценивания; - выступить перед своими коллегами по вопросу структуры занятия и его составных элементов; - подготовить собственные занятия, используя предложенные формы.
План занятия I. ФГОС OO и методика преподавания 1. Ключевые компетентности. 2. Универсальные учебные действия (УУД) 3. Требования к результатам образования. II. Структура современного урока (занятия) 1. Модели урока. а) Традиционная модель б) Блочная модель. 2. Организация занятия а) Цели, задачи и ожидаемые результаты занятия. б) Мотивация 3. Основной этап занятия а) Работа с информацией б) Способы переработки информации. в) Стратегии преподавания 4. Заключительный этап занятия а) Подведение итогов б) оценивание и рефлексия. III. Рефлексивный анализ
Требования к методике преподавания с введением ФГОС ОО 1. Компетентностный подход (компетентности - образовательная, общекультурная, социально-трудовая, информационная, коммуникативная,. в сфере личностного самоопределения) – комплексный характер (универсальные учебные действия). 2. Вовлечение учащихся в организацию учебного процесса и осознание (понимание) направленности своей деятельности. 3. Межпредметные и внутрикурсовые связи в образовании. 4. Тесная связь обучающей и воспитательной направленности образования. 5. Акцент на активную деятельность и результативность. 6. Расширение информационного поля и поиск информации из разных источников (в том числе структурирование и анализ). 7. Дискуссионный и открытый характер преподавания (переход от навязывания позиций и оценок к обсуждению, аргументированию, проведению дискуссий, выбору собственной позиции). 8. Большая связь с повседневной жизнью (через анализ ситуаций). 9. Повышение мотивации к образованию (в т.ч. к самообразованию).
Компетентности Образовательная: способность активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества (различают ключевые – метапредметные, общепредметные и предметные компетенции). Информационная - способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Коммуникативная - способность личности к речевому общению и умение слушать (задавать вопросы и формулировать ответы, обсуждать проблемы, комментировать и оценивать высказывания, выражать эмпатию, аргументировать, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других.
Компетентности-2 Личностного самоопределения: способности, знания и умения, позволяющие индивиду осмыслить свое место в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий, опыт самопознания. Профессиональная: эффективно действовать в рамках своей профессии и квалификации (в том числе и мотивация к ответственному выполнению своей работы и умение осознанно выбрать профессию). Социально-трудовая: эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и средствами социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда (в том числе быть трудолюбивым, понимать важность дел для общего блага, в том числе и добровольчества).
Универсальные учебные действия Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Виды: Личностные (ценности, нормы, цели и смыслы, выбор); Регулятивные (в том числе действия саморегуляции, поведение); Познавательные; Знаково-символические (понимание, планирование, рефлексия); Коммуникативные (диалог, интеграция, сотрудничество).
Требования к результатам Личностные - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Метапредметные - освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. Предметные - умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Деятельностный акцент ФГОС ОО Обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Требования к деятельности системность (не эпизодичное включение, а целенаправленная работа); комплексность (освоение всего объема учебного материала через деятельностный подход); мотивирующая (способствует возникновению устойчивого интереса).
Роль планирования Какие идеи отражены в иллюстрациях?
Вопросы для обсуждения Из каких элементов состоит занятие? Есть ли универсальные элементы, которые присутствуют в любом занятии?
Традиционные элементы структуры урока 1. Изучение нового материала. 2. Закрепление пройденного. 3. Контроль и оценка знаний. 4. Домашнее задание. 5. Обобщение и систематизация знаний. (учебник Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого)
БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ (нелинейная модель) Организацион- ный блок Мотивацион- ный блок Информацион- ный блок Рефлексив- ный блок Аналитичес- кий блок Оценочный блок
БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ (линейная модель) 1. Организационный блок 2. Мотивационный блок 3. Информационный блок 4. Аналитический блок 5. Оценочный блок 6. Рефлексивный блок
Формы описания занятия (составления плана урока) 1. Последовательность этапов (вводная часть, основная и итоговая с разделением на этапы внутри каждой части) – в текстовом или табличном виде. 2. Акцентирование внимание на деятельность учителя и учеников на протяжении занятия (таблица с отражением этапа занятия, деятельности учителя и учеников, результатов работы, форм отчета и контроля). 3. Смешанная структура (текстовая и графическая с приложениями, ссылками, выделением в рамки наиболее важного)
Организационный блок Ожидаемые результаты (цель, задачи) Инструкции и пояснения Вводное слово учителя Распределение по группам Выработка правил работы (определение норм, процедур работы) Конструирование пространства
Цель занятия – ответ на вопрос «Зачем? Ради чего?»; - обобщенный образ максимально желаемого достижения (результата); - абстрактный характер и ценностное наполнение; - может относиться к теме и к курсу в целом (спор в педагогике о наличии цели у отдельного урока); - обычно формулируется в виде отглагольного существительного (развитие, становление, создание, формирование, воспитание, понимание и т.п.); - могут иметь разную ценностную направленность: к знаниям, умениям, отношениям и т.д. Возможные виды целей: - дидактические или учебные (связаны с компонентом знаний, термин «образовательные» является неточным – излишне широким); - развивающие (связаны с умениями); - воспитательные (могут формулироваться и как ценностные).
Примеры целей Задание: Приведите примеры возможных формулировок цели занятия (назовите тему и сформулируйте цель или цели) Возможные варианты ответов Развитие самостоятельности учащихся при … (работе с историческим источником и т.п.) Воспитание толерантного отношения к различиям (уважения к другим культурам, неприятия насильственных способов решения конфликтов) на примере…
Задачи в структуре занятия - комплексные направления действий (состоят из нескольких конкретных заданий); - формулируются через глаголы (объяснить, изучить, рассмотреть, обобщить, узнать, сравнить, закрепить, расширить представления, сопоставить, обсудить и т.п.); - задачи могут быть дидактическими или обучающими, деятельностными, ценностными; - относятся к организации занятия, к содержанию темы, к деятельности учащихся и учителя на занятии, к подведению итогов, к оцениванию и обсуждению (рефлексии); - задачи отражают деятельность на каждом этапе занятия.
Ожидаемые результаты - связаны с целями и задачами; - могут разделяться на предметные, метапредметные и личностные; - соотносятся с компонентами знаний, умений, отношения и ценностных ориентиров; - включают индикаторы и показатели (количественные и качественные характеристики результата); - имеют конкретный и проверяемый характер; - формулируются от учащихся («В результате занятия учащиеся смогут…»); - могут быть сформулированы и обсуждены вместе с учащимися; - возвращение к ним в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии.
Примеры формулирования ожидаемых результатов Задание: Сформулируйте несколько ожидаемых результатов по выбранной теме. Варианты ответа: Учащиеся смогут давать определение понятиям (перечисление), называть не менее 4-х характеристик явления, приводить не менее 3-х примеров по теме (событию), назвать не менее 3-х причин события, сформулировать аргументы или контраргументы по вопросу, занять позицию или высказать собственное мнение, сформулировать не менее 3-х вопросов разных видов по теме и т.п.
Мотивационный блок Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели Интерес (введение в тему, «якорь», «крючок», «подкидная доска») Проблема (основной вопрос занятия, обращение внимания на главное противоречие)
СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ Рассмотрение ситуации (с той или иной степенью детализации, реальная или выдуманная). Графическое изображение Работа с понятиями (терминами): понятийный ряд, выявление понятия по данным определениям, пропущенные понятия, ассоциации или символы понятия. Анализ документа (текста): художественное произведение, короткая история, публицистика и научная литература, статистические данные. Памятники материальной культуры (предметы). Работа с высказыванием (афоризмом). Каким образом данный блок связан с требованиями ФГОС ОО?
Пример 1. Плакат
Пример 2. Картина В. Суриков «Боярыня Морозова»
Пример 3. Символы
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК Источники информации: Устные источники Письменные источники Графические источники (схемы, диаграммы) Электронные источники Видео источники ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)
Способы передачи информации 1. Лекция (монолог, рассказ) 2. Беседа (развернутые ответы на вопросы, рассуждения, пресс- конференции и т.п.). 3. Работа с документом (индивидуальное чтение, анализ или групповой обсуждение, постановка вопросов и поиск ответов, выделение главного, формулирование выводов и т.п.). 4. Обмен опытом (социальным и другим, в том числе и через проведение исследования). 5. Интернет коммуникация (электронная почта, поисковые сайты, скайп, видео-конференции, вебинары).
Требования к передаче информации 1. Логическая последовательность (наличие пунктов плана и их развертывание). 2. Доступность терминологии и уровня сложности возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся. 3. Разнообразие структурирования информации (не только текстовый, но и графический, электронный, видео или аудио форматы). 4. Сочетание теоретических положений с иллюстрирующими примерами. 5. Дедуктивный (от частного к общему) или индуктивный (от общего к частному) способ подачи.
Аналитический блок Обобщение Обсуждение Сравнение Синтез Выбор (отбор) Творчество (деятельность по созданию нового продукта)
Классификация стратегий преподавания ОБЛАСТИ УРОВНИ ДисциплинаМотивацияСамо- реализация ВзаимодействиеПассивнаяАктивнаяИнтерактивная ИнформацияРепродуктивная (воспроизводящая) Модифицирующая (системная) Творческая (креативная) ОтношенияДирективнаяМиссионерскаяРавноправная
ПАССИВНАЯ СТРАТЕГИЯ (линейное воздействие)
СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ Центральная роль преподавателя Отсутствие общего обсуждения Воздействие доминирует над взаимодействием
УСЛОВИЯ ВЫБОРА у учащихся нет необходимого количества источников информации (учебников, словарей, справочников и т.п.) недостаточно времени для поиска информации большое количество обучающихся объем изучаемого материала требует максимальной плотности его изложения недостаточный уровень подготовки учащихся
Положительное и опасности ПоложительноеОпасности Экономия времениСнижение мотивации обучаемых Нет лимита числа обучаемыхНизкий уровень вовлеченности учащихся Не требуется дополнительных ресурсов Отсутствие индивидуального подхода Простота оцениванияСужение источников информации Высокая дисциплинаОтсутствие вариативности и возможностей для творчества Четкость и структурированность подачи материала Процент усвоения материала невелик Возможность обеспечения высокого теоретического уровня Акцент на запоминание, а не на понимание
АКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ (линейное взаимодействие)
СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ Центральная роль преподавателя Совместное обсуждение Взаимодействие и воздействие идут параллельно
УСЛОВИЯ ВЫБОРА Повышенный общественный интерес к теме Развитое умение задавать вопросы Задача подведения итогов или обсуждения Достаточное количество времени Высокая компетентность преподавателя Однородность группы обучающихся по интересам и уровню подготовки
Положительное и опасности ПоложительноеОпасности Не требуется дополнительных ресурсов Преподаватель может быть не готов к обсуждению ряда вопросов Возможность предотвращать уклонение от темы занятия Некоторые учащиеся могут остаться пассивными на занятии Повышение мотивацииОпасность увода обсуждения от темы занятия Компетентность источника информации Ограниченный круг источников информации Учет индивидуальных особенностей учащихся Опасность давления авторитета преподавателя на учащихся Совместное формулирование и рассмотрение темы занятия Ограничение количества обучаемых в группе
ИНТЕРАКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ (круговое взаимодействие)
СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ Центральная роль принадлежит учащимся Преподаватель - организатор и помощник Обсуждение происходит в малых группах Взаимодействие преобладает над воздействием
УСЛОВИЯ ВЫБОРА Подготовленность к обсуждаемой теме Базовые коммуникационные навыки и умения Повышенный интерес учащихся к теме занятия Наличие дополнительных источников информации Достаточное пространство для работы малых групп
Положительное и опасности ПоложительноеОпасности Расширение ресурсной базы и прочности усвоения материала Ограниченный объем изучаемого материала Высокая степень мотивацииПервоначально сформулированная тема может остаться недостаточно глубоко рассмотренной (поверхностность знаний) Максимальная индивидуальность преподавания Трудности установления и поддержания дисциплины Акцент на деятельность, практикуОграниченное число учащихся в группе Широкие возможности для творчества Давление авторитета лидера в групповой деятельности
Вопросы Какие стратегии наиболее эффективны в преподавании? Как возрастные и другие особенности учащихся будут влиять на выбор стратегии преподавания? Какими факторами определяется выбор той или иной стратегии педагогом?
Использование стратегий в преподавании
Оценочный блок Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) Самооценка Взаимооценивание Экспертиза
РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК Отношение к произошедшему Выделение трудностей Присвоение опыта
Рефлексия Какие идеи были важными? Как можно использовать полученные на занятии знания и материалы? Что было наиболее сложным (трудным)? Какие вопросы остались после проведения занятия? Что вызывает сомнения или возражения?